Грузоподъемность ЗИЛ-130: технические характеристики, эксплуатация и ремонт
Многим жителям России известен характерный облик грузовичка ЗИЛ-130 с кабиной, окрашенной в цвет морской волны. В Советском Союзе этот автомобиль был самым массовым, надежным и дешевым в обслуживании грузовиком средней грузоподъемности.
Простота и универсальность конструкции данной техники позволяла использовать шасси от этого автомобиля для всевозможных транспортных средств, например, на самосвалах и автобусах.
Как создавался автомобиль-легенда
Многие автолюбители задают вопрос: как создавали грузоподъемный ЗИЛ-130? Работы по созданию грузовика, который должен был заменить морально устаревший ЗИС-150, начались в 1953 году. За разработку взялись инженеры-конструкторы со знаменитого завода имени И. В. Сталина. Изначально новый автомобиль хотели назвать ЗИС-125 или 150М, однако впоследствии было принято решение назвать грузовик ЗИЛ-130 грузоподъемностью 4 тонны.
Группу специалистов в области машиностроения возглавили Г. Феста и А. Кригер. Уже спустя 3 года опытный грузовик был собран. Он мог перевозить до 4 тонн груза в своем открытом кузове.
После испытаний грузоподъемного ЗИЛ-130, инженеры выявили ряд недостатков, которые исправляли более года, прежде чем запустить серийное производство.
В 1957 году техническое задание, разработанное для создания грузоподъемного ЗИЛ-130, изменилось. Теперь обновленная машина выпускалась с заводского конвейера в двух модификациях: грузовик и тягач.
В 1959 году собрали первый доработанный бортовой ЗИЛ-130 грузоподъемностью 4 тонны с новым двигателем. Впоследствии он успешно прошел испытания на полигоне. В это же время был разработан дизайн кабины ведущим художником завода «ЗИЛ» Т. Киселевой.
Внешний вид, а именно лобовое стекло и форма крыльев, частично был позаимствован у американских грузовиков времен 50-х годов ХХ века
Пробный серийный выпуск автомобилей, тиражом в несколько десятков штук, стартовал в середине 1962 года. Спустя 2 года ЗИЛ-130 (грузоподъемность автомобиля 4 тонны) стали собирать на всех конвейерах завода. А вот устаревшую модель 164А окончательно сняли с производства.
В 1970-е годы ежегодно завод выпускал до 200 тысяч автомобилей ЗИЛ-130 «коротыш», грузоподъемностью до 6 тонн.
В 1986 году завод имени Ленина провел широкую модернизацию модели, в результате чего 130-й переименовали в ЗИЛ-431410. С тех пор обновленную версию собирали вплоть до 1994 года. Также этот среднетоннажный грузовик выпускал Новоуральский автомобильный завод под маркой АМУР до 2010 года.
Конструкция автомобиля
Многим любителям грузовиков интересно, какие технические характеристики и грузоподъемность у ЗИЛ-130. Грузовик имеет конструкцию капотного типа с задним ведущим приводом. Максимальный груз, который можно было перевезти на ранних версиях автомобиля, составлял 5,5 тонны. Грузоподъемный ЗИЛ-130 после модернизации мог транспортировать грузы весом до 6 тонн.
Клепаная рама грузовика сделана из лонжеронов швеллерного профиля и поперечных усилителей.
На листовых рессорах расположены подвески мостов. За плавность хода отвечают телескопические амортизаторы на переднем мосту и подрессорники на заднем.
Конструкция двигателя
Первые грузоподъемные самосвалы ЗИЛ-130 выпускались с V-образным верхнеклапанным бензиновым двигателем с шестью цилиндрами. Объем силового агрегата – 5,2 литра. Планировалось, что мощность двигателя будет достигать 135 лошадиных сил, однако в ходе лабораторных испытаний инженеры не смогли развить на нем больше 120.
В ходе модернизации грузоподъемных самосвалов ЗИЛ-130 двигатель у них был заменен на новый. На этот раз в автомобиль поместили силовой агрегат марки 1Э130. Его максимальная мощность была 130 лошадиных сил. На этом конструкторы не остановились, принявшись за разработку нового нижнеклапанного мотора, который впоследствии получил название «ЗИЛ-120». Мощность у силового агрегата осталась та же, что и у предшественника.
В результате изменения технического задания, в котором требовалось увеличить тяговое усилие двигателя, инженерам пришлось увеличить и мощность до 150 лошадиных сил. Для этого потребовалось разработать новый шестилитровый V-образный 8-цилиндровый мотор. С задачей конструкторы справились успешно, и уже в 1958 году вышел первый экспериментальный мотор ЗЭ130, который был способен развить мощность до 151 лошадиной силы.
После стендовых испытаний мотор требовал незначительных доработок. Через год на заводе наладили серийное производство данного агрегата для передвижения грузового автомобиля. В дальнейшем мотор подвергался многочисленным доработкам.
Автомобиль ездил на бензине марки А-76, расход топлива на 100 км составлял около 29 литров.
Одна из модификаций грузовика под названием «ЗИЛ-138» выпускалась с газобалонным оборудованием. Мотор работал на сжиженном природном газе. Также был придуман и запущен в производство грузовик модификации 138А. Его двигатель работал на сжатом газе. Мощность мотора – 120 лошадиных сил.
Начиная с 1974 года машиностроительный завод организовал выпуск сразу двух специализированных моделей на базе грузоподъемного ЗИЛ-130: самосвал и колхозник. Первому автомобилю решили присвоить маркировку 130К. Он выпускался с усиленным шасси для перевозки сыпучих грузов (песок, земля, гравий и прочее). Вторая модель грузовика называлась «130АН». На этих двух новинках были установлены 6-цилиндровые нижнеклапанные моторы, вырабатывающие 110 лошадиных сил.
Автомобили ЗИЛ-130 также поступали и на экспорт. Модели, колесящие за границей СССР, укомплектовывались одним из трех силовых агрегатов:
- дизельным двигателем марки Perkins 6.345 (мощность 140 лошадиных сил);
- мотором марки Valmet 411BS (мощность 125 лошадиных сил);
- бензиновым мотором Leyland, развивающим мощность 137 лошадиных сил.
Гидравлика
На самосвалах был установлен гидроцилиндр, который нужен для удобной разгрузки кузова. Давление для подъема тяжелых грузов создавал шестеренчатый насос, его устанавливали на коробке отбора мощности. А вот на бортовых грузовиках ЗИЛ-130 гидравлической системы не было.
Трансмиссия грузовика
Для разработки коробки передач для ЗИЛа был взят агрегат с устаревшего грузовика ЗИС-150. Трансмиссия имеет пять передач для передвижения вперед. На четырех верхних передачах установлен синхронизатор. Пятая скорость прямая. Сцепление сухого типа с одним диском оборудовано механическим приводом.
Для тягачей и самосвалов конструкторы хотели разработать двухскоростной задний мост, с возможностью переключения передач с помощью муфты, однако агрегат не удалось вывести в серийное производство в результате многочисленных недоработок. Впоследствии было принято решение комплектовать все модификации ЗИЛа задним мостом с одной скоростью.
Управление
Управление легендарным грузовиком происходило благодаря рулевому механизму. Он был построен по принципу гайки и винта. Также на нем был установлен усилитель руля. Рулевая колонка была размещена в кабине. Руль с тремя спицами сделан из пластика.
В экспортных вариантах грузовика, которые планировалось отправить в африканские страны, дополнительно был установлен радиатор, который охлаждал рабочие жидкости автомобиля.
Проводка
Двенадцативольтная электрическая сеть грузовика питается от аккумулятора, минусовая клемма присоединена к кузову автомобиля. В зависимости от модификации грузового транспорта на двигатели ставили генераторы различных моделей с различной мощностью (от 225 до 1260 Вт).
Довольно массивный аккумулятор был помещен под кабину автомобиля.
Для нужд армии выпускались модернизированные версии грузовиков ЗИЛ-130, которые были защищены от влаги водостойким и герметизирующим оборудованием.
Тормоза
Тормоза у грузовика барабанного типа были оснащены пневматическим приводом. Для работы пневматики были разработаны компрессоры с двумя цилиндрами, а также ресиверы емкостью 20 литров.
Ручной тормоз на первых моделях ЗИЛ-130 можно было задействовать с помощью рычага в кабине. При его включении был задействован тормозной механизм, который расположен на выходном валу РКПП.
Все грузовики марки ЗИЛ оснащены выходом для подключения к нему пневматических тормозов прицепа. Такое оборудование расположено в задней части автомобиля на поперечине рамы рядом с буксировочным крюком.
На более поздних моделях грузовиков стали устанавливать раздельные привода тормозов на задний и передний мосты. Они способны регулировать усилие, чтобы предотвратить занос.
Также изменениям подвергся и ручной тормоз. На обновленной версии ЗИЛ-130 применили отдельную пневматическую систему, которая не позволяла автомобилю двигаться с места на стоянке. Она же отвечала за аварийную остановку машины в случае отказа основных барабанных тормозов.
Внешний вид кузова и кабины
Кабина у грузовика цельнометаллическая, имела две двери. Ее объем позволял вместить до трех человек: водитель и два пассажира. Для зимнего времени года в автомобиле установлена печка. На лобовом стекле размещены дворники. Стекла на дверях опускаются и поднимаются вручную, рядом с ними есть поворотные треугольные окошки. На крыше первых моделях автомобилей были проделаны отверстия для вентиляции салона, однако впоследствии конструкторы от такого технологического решения отказались.
До 1974 года на грузовиках отсутствовали повторители поворота. Позднее на модифицированных версиях желтые поворотники размещались на крыльях автомобиля.
Для гражданских целей в кабину ЗИЛа устанавливали цельное лобовое стекло. В армейской версии грузовика ветровое стекло состояло из двух одинаковых по размеру половинок.
В зависимости от модификации на внешней части кабины было два вида облицовки радиаторной решетки:
- Мелкие прорези для воздуховода. Передние фары установлены в нижней части кабины над бампером.
- Фары расположены выше решетки радиатора. Для охлаждения радиатора были проделаны крупные отверстия в передней части кабины.
У грузовичка бортовая платформа сделана из дерева, для усиления конструкции был дополнительно установлен металлический усилитель. Стандартная платформа состояла из двух бортов по бокам автомобиля. На удлиненной версии 130ГУ сделано три борта. Для хранения инструментов, которые могли пригодиться в случае поломки машины, было предусмотрено место в кабине под полом.
Область применения техники
Мы уже определили, какая грузоподъемность у ЗИЛ-130. Для каких целей их выпускали? Такие малотоннажные грузовички (максимальная разрешенная нагрузка – 6 тонн) очень пригодились в народном хозяйстве. Одной из модификаций машины выпускали автобусы марки «Таджикистан», цистерны для перевозки жидких грузов, самосвалы для доставки песка и щебня, а также мобильные технические машины. Для тушения пожаров были выпущены с конвейера пожарные автомобили, оснащенные цистерной для воды, пожарными рукавами и насосами для откачки воды из водоема.
Для вооруженных сил была создана специальная армейская версия грузовика ЗИЛ-130Е. В качестве оснащения такой машины дополнительно входили канистры большой емкости, набор инструментов, колпаки для маскировки фар автомобиля в темное время суток. Также изготавливались грузовики с увеличенным по высоте бортом и тентом. На правый лонжерон в некоторых моделях устанавливали дополнительный бак для заливки топлива, который рассчитан на 170 литров бензина.
Модернизации грузовика
За многочисленные годы производства автомобиля ЗИЛ-130 конструкторы провели 3 масштабных обновления, после которых менялось название модели. Первая модернизация успешно прошла в 1966 году. Тогда обновленный грузовик назвали ЗИЛ-130-66. Вторая прошла спустя 10 лет. Название сменилось на ЗИЛ-130-76. Последняя крупная модернизация прошла в 1984 году. Тогда наименование модели изменили за ЗИЛ-130-80.
Во время первой модернизации удалось добиться повышения ресурса основных агрегатов автомобиля до 200 тысяч километров пробега до первого капитального ремонта. Также инженеры увеличили мощность силового агрегата.
https://fb.ru/article/402182/gruzopodyemnost-zil—tehnicheskie-harakteristiki-ekspluatatsiya-i-remont