Чем отличается вариатор от автомата — в чем разница, что лучше
Про механические коробки переключения передач знает каждый автолюбитель — они изучены вдоль и поперек. Потом появились автоматические аналоги, и к ним уже привыкла большая часть водителей, оценив все преимущества в положительном ключе. В дальнейшем появился новый конкурент в виде вариатора или сокращено CVT (Continuously Variable Transmission). И если «автомат» это уже знакомый агрегат даже новичкам, вариатор представляет собой модифицированную версию коробки. Хотя, по сути, это тоже автоматическая коробка, но в другом исполнении.
Появление новой трансмиссии вынудило многих автолюбителей призадуматься — кому отдать предпочтение? Новой разработке или привычному «автомату»? А может вернуться к истокам и взять машину с привычной «механикой»? Но собственно, чем отличается вариатор от автомата? Ответ на последний вопрос наиболее интригует, ведь хочется узнать поближе новую вариацию коробки передач.
Краткий экскурс в историю
Для начала небольшая историческая экскурсия в прошлое. «Разработка» автоматических механизмов стартовала в начальный период прошлого века. Тогда это было лишь подобие современного варианта с тремя планетарными механизмами — два для движения вперед и один — назад.
Последующие разработки совершенствовались, была добавлена гидродинамическая передача, которая избавляла от рывков в ходе переключения скоростей. И в 1940 году американцы установили в машину первую автоматическую коробку.
В основе работы любой АКПП лежит взаимодействие гидротрансформатора с редуктором.
В течение всего периода развития этого технического агрегата он подвергался разным модификациям, но основа осталась неизменной. Это редуктор и гидротрансформатор (ГДТ), который играл ключевую роль в обеспечении плавного переключения ступеней. Через шестерни редуктор сцеплялся с ГДТ, что сформировало цельную конструкцию.
Технические особенности АКПП
Классический вариант автоматической коробки предоставляет силовому агрегату возможность работать с максимальным охватом мощности. На двигатель не передаются высокие нагрузки, а ходовая часть остается в целости. Компьютер самостоятельно, без участия водителя, принимает решения, на какую передачу необходимо переключиться. Многим покупателям при выборе нового авто не помешает знать, в чем разница вариатора и автомата и что лучше.
Автомобили с современными агрегатами не делают резких рывков «на старте», при этом автоматика подстраивается под скорость, которую задал водитель, двигаясь в текущей дорожной обстановке. В некоторых случаях даже останавливает машину, к примеру, в случае перегрева.
Чтобы управлять автомобилем с АКПП определенные умения, как в случае с «механикой», не понадобятся. В то же время в отличие от той же МКПП расход топлива у автомобиля с «автоматом» выше. Многие усилия инженеров и конструкторов не прошли даром — механизм практически доведен до совершенства.
АКПП стала частью многих современных автомобилей, практически вытеснив старую добрую механическую коробку.
Механика пока осталась в строю, но уже в качестве робота, который не всем автолюбителям пришелся по душе. По этой причине 50% продаж на мировом рынке — это транспортные средства с «автоматом» на борту.
Принцип работы
Основные узлы автоматической коробки, которые остались испокон веков:
- гидротрансформатор;
- механический редуктор.
На ГДТ возложенная функция сцепления, выполняемая в автоматическом режиме. В состав редуктора включены шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении. Все вместе формирует цельный механизм для переключения передач. Обычно их 4, 5 или 6. Последние модели содержат до 10 ступеней.
Внутри гидротрансформатора 3 колеса:
- Насосное — связано с коленвалом ДВС.
- Турбинное — соединен с валом коробки.
- Реакторное — блокируется обгонной муфтой или тоже свободно вращается, исходя из режима работы.
При бережном отношении вариатор, как и автоматическая коробка, способен прослужить долгое время.
Помимо этого присутствуют и другие комплектующие — ленточный тормоз, фрикционные муфты для переключения передач, планетарные ряды, валы. Крутящий момент от двигателя принимает гидротрансформатор, где насосное колесо через техническую жидкость передает вращение на турбинное. То есть двигатель не связан жестко с трансмиссией, как в случае с МКПП.
Такое техническое оснащение позволяет остановить машину, не выключая передачу, а двигатель остается работать. Также крутящий момент передается плавно.
Плюсы и минусы
Среди явных преимуществ «автомата» стоит отметить:
- Безопасное движение с комфортом. Водителю предоставляется возможность сосредоточиться на управлении автомобилем, а не отвлекаться на переключение скоростей. Это снижает утомляемость. То есть концентрация внимания максимальная, что позволяет избежать аварийных ситуаций.
- Высокий уровень надежности. Большинство современных конструкций способно преодолеть планку ресурса в 300 000 км, что не раз доказано (при бережном отношении).
- Бережного отношение к силовому агрегату. Во многом это благодаря гидротрансформатору, который уберегает мотор от лишней нагрузки.
- Сильная выдержка. Автоматической коробке не страшна пробуксовка. Вдобавок водители могут взять на буксир прицепы или другую машину.
К сожалению, без недостатков не обойтись. При этом основным виновником становится гидротрансформатор. Какой бы современной ни была бы коробка, в этом узле наблюдаются определенные потери. Вследствие этого можно выделить 3 главных минуса.
Прежде всего, увеличивается расход топлива. В условиях городского цикла движения он превышает показатели с другими аналогами от 10 до 15 процентов. Во-вторых, по причине упомянутых потерь — низкий КПД. То есть расходуется далеко не вся мощность, получаемая от двигателя.
Недостаточные показатели динамики транспорта. Любой автомат последней модели функционируют довольно быстро и плавно, однако динамика все же оставляет желать лучшего.
Владельцам машин с вариатором нельзя брать на буксир прицепы либо другие автомобили. Само транспортное средство также недопустимо буксировать с запущенным мотором. Разве что вывесить ведущую ось.
Среди других недостатков:
- Дорогостоящий ремонт в силу особых технических сложностей. Самостоятельно починить автоматическую коробку невозможно.
- Задержки в ходе переключения передач и возможны рывки. Хотя у многих современных АКПП это не сильно заметно, за счет больше количества ступеней.
- Машины с автоматической коробкой разгоняются недостаточно быстро, что не всем понравится.
- Через определенный интервал нужно менять масло — каждые 50-60 тысяч км пробега, не более.
- При севшем аккумуляторе машину не завести ни с толкача, ни взятием на буксир.
Несмотря на наличие некоторых минусов, автоматическая коробка остается на пике популярности. Возможно, эстафету перехватит вариатор, хотя сомнительно, так как у данного агрегата свои особенности и тоже присутствуют недостатки. Некоторые из них существеннее, нежели у АКПП.
Что такое вариатор и как он работает?
Вариатор — это совершено новая конструкция с автоматическим режимом работы. Коробка лишена ступеней, а значит, увеличение скорости проходит плавно и абсолютно без рывков.
Примечательно, что до установки в машины вариатор изменял вращение валов станков. В автомобильную промышленность вариатор пришел с 1958 года. Нидерландская компания DAF первая занялась серийной установкой бесступенчатой коробки передач в автомобили. В те годы с конвейера сходил не только грузовой, но и легковой транспорт.
Потом инициативу подхватил другой концерн Volvo, а с конца 90 по 2000 годы седаны Audi младшего поколения получили вариатор с фирменной припиской Tiptronic. Но широкое распространение бесступенчатая конструкция получила лишь сейчас.
Принцип работы
Но чем автоматическая коробка отличается от вариатора? Работа бесступенчатого аналога максимально упростилась — в основе два конусообразных шкива — ведущий и ведомый, которые соединены ременной передачей.
Фактически первый вариатор создан Леонардо да Винчи в 1490 году. Но тогда это была скорее теоретическая разработка, применяемая на мельницах.
Ремень используется двух видов:
- клиноременной;
- цепной.
Цепью оснащаются коробки, которые предназначены для более мощных двигателей. По внешнему виду ремень похож на наборную конструкцию, состоящую из металлических лент и звеньев. Такое технологическое решение обеспечивает максимальную прочность, в отличие от традиционного ремня.
Передаточное отношение вариатора изменяется благодаря перемещению обоих конусов шкивов во встречном либо противоположном направлении. Теоретически бесступенчатая коробка передач — это максимально удобное решение. Но с практической течки зрения необходимо избегать больших нагрузок и относится бережно.
Сравнительная характеристика двух коробок
Если провести параллель с АКПП по технической части, то вариатор в ряде критериев имеет первенство:
- хорошая динамика разгона автомобиля;
- плавность хода за счет отсутствия физического переключения скоростей;
- расход топлива не такой большой.
В то же время бесступенчатая коробка капризна по части электроники, дороже обходится в ремонте и обслуживании. «Автомат», в свою очередь не способен обеспечить плавность хода на должном уровне в силу технических особенностей. Расход топлива у автомобилей с АКПП немалый. Однако главное преимущество автоматической коробки кроется в ее ездовых повадках:
- «резвое» ускорение (если в меру);
- преодоление бездорожья;
- спортивный режим езды (для любителей);
- есть возможность брать другой автомобиль на буксир.
То есть «автомат» выдерживает нагрузки, с чем вариатор просто не справляется, поскольку его стихия — это максимальная плавность хода без резких рывков.
Как узнать, какая именно коробка в машине?
Если посмотреть на оба автомобиля с разными коробками (вариатор и «автомат»), разницы сразу не обнаружить. Педалей также две, селектор переключения передач также во многом схож — P, R, N, D.
В отсутствие профессионального опыта найти различия между вариатором и «автоматом» весьма затруднительно.
Для вариатора предусмотрена специальная жидкость (CVTF), поскольку обеспечивает не только смазку, но предотвращает проскальзывание цепи или ремня.
Поэтому, чтобы понять, какая коробка установлена в машине придется пойти разными путями:
- Ознакомиться с документацией к машине, а также обратить внимание на надписи механизма. Присутствие латиницы «A» или «AT» указывает на автоматическую коробку. Обозначение вариатора — CVT.
- В некоторых случаях на селекторе тоже есть подписи. В этом случае бесступенчатая коробка определяется легко по тем же буквам — CVT.
- Не помешает изучить схему переключения режимов трансмиссии. У «автомата» помимо основных обозначений P-R-N-D, присутствует символ «L», а также две цифры — 1 и 2. Иногда одна только два числа вместо буквы «L». В случае вариатора только «L» и ничего больше.
Прочих способов выявить различия в визуальном плане пока не найдено. Физически ощутить можно только в движении, для чего остается сесть за руль.
CVT или АКПП — что лучше
Однозначно сказать, какому именно варианту отдать предпочтение затруднительно, поскольку это разные конструкции, а вариатор при этом сложнее устроен. Каждая коробка имеет сугубо свои технические особенности. Во многом все зависит от конкретных целей, которые ставит владелец перед своим железным конем.
Когда экономичность и динамика автомобиля ставится на первое место, то выбор сводится в пользу вариатора. Однако если приходится передвигаться в условиях бездорожья, то определено «автомат». Его также стоит выбирать любителям быстрой езды. Вдобавок классическая автоматическая коробка более уместна в плане надежности, ведь конструкция разработана давно и у многих производителей было время поработать над ошибками.
Видео по теме
В видео ниже можно увидеть, что лучше: автомат или вариатор.
Заключение
Если подытожить, в вопросе, чем вариатор отличается от АКПП, различия в нескольких аспектах. Конкретный выбор лежит в плоскости предпочтений будущего владельца, которому нужно решить, что именно ставить во главе выбора. Хорошая динамика и экономичность или же возможность быстрой езды, включая выезд на грунтовую дорогу. К тому же не стоит забывать и про стоимость обслуживания и ремонта механизмов. Пока вариатором занимается далеко не каждый сервис, так как мало специалистов в данной области. Но если одним словом, то автоматическая коробка пока остается самым надежным техническим решением на сегодня!
https://raznic.net/avtomobili-i-transport/avto/chem-otlichaetsya-variator-ot-avtomata