Устройство и выбор мультиклапана для газового оборудования автомобиля
Запорная арматура газобаллонного оборудования первых образцов работала лишь на открытие или закрытие подачи пропана из баллона. Современный мультиклапан ГБО 1-4 поколения — это многофункциональное устройство, которое отвечает за безопасное использование сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG) в качестве моторного топлива.
Где находится и для чего нужен мультиклапан
Механизм устанавливается непосредственно в горловину газового баллона и выполняет ряд функций:
- наполнение емкости до безопасного количества (80% от общего объёма баллона)
- надежное хранение пропан-бутановой смеси находящейся под давлением 12-15 атм
- отвод избыточного давления газа из баллона за пределы авто, которое может образоваться при повышении температуры окружающей среды
- предотвращение утечки СНГ при обрыве магистрали
- контроль уровня топлива
- первичная очистка LPG при подачи к двигателю
Виды мультиклапанов
Существует три типа блоков баллонной арматуры, которые принципиально отличаются набором дополнительной защиты — классы B, A, Евро (по европейской классификации class 1, 2, 3).
Мультиклапаны класса Б, А, Е (слева на право)
Согласно правилам ЕЭК ООН №67 с поправками серии 01 (пункт 6 подпункты 6.3.1, 6.3.6, а также пункт 17 подпункты 17.3.1.2-17.3.1.5), при установке ГБО баллон оснащается арматурой, которая может быть выполнена в одном блоке и должна содержать:
- 80-процентный стопорный клапан
- указатель уровня
- предохранительный клапан (разгрузочный)
- дистанционно регулируемый рабочий клапан с ограничительным клапаном (электроклапан)
Ссылка на документ: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2015/R067r4r.pdf
Так как конструкция мультиклапана первого класса (В) не содержит предохранительного клапана, а также оба вида арматуры (классы 1(В), 2 (А)) не имеют дистанционно регулируемого клапана (ЭМК), эксплуатация такого типа механизмов запрещена. Только мультиклапан евростандарта обеспечивает максимальную защиту и безопасность.
Отличаются устройства в зависимости от вида газовых баков и места их установки:
тип баллона | типы мультиклапанов | ||
---|---|---|---|
угол установки в горловину | расположение отверстий для подключения трубок | расположение горловины | |
цилиндрический | 0° | правый | — |
30° | левый/правый | — | |
90° | правый | — | |
тороидальный внутренний | 30° | правый | — |
тороидальный внешний | 0° | правый | верхний/нижний |
По исполнению мультиклапаны бывают:
- с отверстием для подключения расходной магистрали Ø 6 или 8 мм
- с приёмной трубкой 8 или 10 мм
Также запорная система может комплектоваться:
- электрокатушкой с AMP разъемом для подключения
- механическим или электромеханическим указателем уровня газа
- ВЗУ – выносное заправочное устройство
- вентиляционной камерой
- грязезащитным кожухом (для наружных емкостей)
Как устроен клапанный блок
От производителя зависят конструктивные особенности мультиклапанов, а также их комплектация вспомогательными элементами. Однако общая конструкция и набор функций должны соответствовать правилам ЕЭК ООН №67.
Устройство мультиклапана ГБО:
- металлический корпус (латунь), с отверстиями для впускной Ø 8 мм и расходной Ø 6/8 мм магистралей
- запорный вентиль (кран выходного канала)
- заборная трубка с фильтром-сеточкой
- уплотнительное кольцо (резиновая прокладка)
- узел отсекания с поплавком
- привод датчика уровня газа магнитного действия
- предохранительный или аварийный
- скоростной
- обратный
- отсечки (80-процентный клапан)
- электромагнитный (ЭМК)
- температурный (противопожарный)
Схема мультиклапана баллона ГБО
Как работает мультиклапан
Принцип работы мультиклапана ГБО следующий, при наполнении баллона сжиженный газ через заправочный блок (ВЗУ) по входной магистрали поступает к запорной арматуре, где преодолевая усилие возвратных пружин клапанов (обратного и отсечки), попадает в баллон.
По мере наполнения, жидкая фракция газовой смеси передвигает поплавок к верху бака. Поплавок через шток проворачивает полумесяц, по которому скользит стержень клапана отсечки (также привод отсечки может быть шестерёнчатого типа).
Система настроена таким образом, когда наполнение доходит до 80% от объёма сосуда, освободившись от препятствия полумесяца, стержень выстреливает под воздействием входного давлением газа, при этом клапан запирает канал входа. После отключения заправочного пистолета обратный клапан, из-за давления в баке, прижимается к седлу, тем самым перекрывая выход газа.
Устройство отсечки (Томасетто)
Шток поплавка также соединён с механизмом, который с помощью магнитов меняет положение стрелки указателя уровня газа. С целью контроля объема топлива на баллоне или непосредственно в салоне авто, схему ГБО 4-го поколения дополняют специальным электромеханическим датчиком индикации.
Далее из баллона, через фильтр сетку по заборной трубке, пропан попадает в канал скоростного клапана, затем по расходной магистрали к редуктору-испарителю.
Заборник бывает пластиковый, медный или алюминиевый, длина зависит от высоты баллона.
Виды приёмных трубок
Устройство скоростного клапана предотвращает утечку газа, при превышении скорости его потока более чем на 1 м/с (к примеру, из-за обрыва подающей магистрали под днищем авто). Давление газа, пересиливая пружину, прижимает пластиковый клапан (или металлический шарик) к седлу, за счёт чего запирается выход топлива.
Предохранительный клапан (он же разгрузочный) стравливает избыточное давление газа, которое может появиться, например, из-за перепадов температуры при заезде зимой в теплый бокс или при изменении погодных условий. Механизм настроен на открытие с отметки 2 700 ± 100 кПа, устройство является многоразовым.
По правилам разгрузочный клапан должен устанавливаться в том месте резервуара, где пропан находится в газообразном состоянии. Поэтому клапан оснащается трубкой-приемником, которая направлена к верхней части ёмкости. С помощью неё происходит отбор именно паровой фазы топлива. Таким образом, осуществляется понижение давления в емкости, а газ выходит через патрубок вентиляционного короба за пределы транспортного средства.
Патрубок сброса газообразной фракции
Клапан с электромагнитной катушкой (дистанционно регулируемый) служит для перекрытия подачи газового топлива в автоматическом режиме. Как только прекращается напряжение на катушке, устройство перекрывает подачу. Управляется блоком управления ГБО (ЭБУ) и должен быть отрегулирован на срабатывание при остановке двигателя, не зависимо от положения выключателя зажигания. Исключением могут быть автомобили с системой старт-стоп.
Противовзрывной температурный механизм срабатывает при пожаре. С повышением температуры выше 120 °C ± 10 °C пластиковая вставка плавится, после чего клапан начинает открываться, и газ медленно выводится через вентиляцию или сгорает. Такая защита исключает взрыв баллона.
Вентиль/рукоятка предназначен для перекрытия подачи газа в ручном режиме (класс B имеет второй кран на впуске, для закрытия обеих линий).
Устройство баллонной арматуры на примере изделия фирмы Алдеса:
Как подобрать мультиклапан
Баллонную арматуру необходимо подбирать по параметрам газового бака. Характеристики указываются в паспорте ёмкости, а также приваренной к ней табличке. Соответствующая маркировка мультиклапана нанесена на его корпусе, не стираемым способом, где указана высота тора или диаметр цилиндрического баллона, также угол установки арматуры.
Маркировка узла
Ко всему прочему важно учитывать мощностные показатели двигателя. Для мотора свыше 150 л.с. желательно ставить мульт повышенной производительности, с диаметром выходного канала под трубку 8 мм.
Для удобства при монтаже, сторона расположения отверстий под трубки тоже может сыграть важную роль.
Установка не подходящего мультиклапана негативно повлияет на безопасность и удобство при эксплуатации авто. Основные условия при правильном подборе и установке:
- баллон должен наполняться не более чем на 80% от его объёма (пустое пространство необходимо для расширения газа)
- забор топлива должен происходить с нижней точки бака, иначе на дне всегда будет оставаться остаток
Выбор производителя (таблицы размеров)
Несомненно, наибольшей популярностью пользуются изделия европейских производителей, которые уже давно являются лидерами рынка:
- Tomasetto модель АТ02 (Италия)
- BRC модели Europa 2 и Europa 3 (Италия)
- Lovato LOV-T 01 (Италия)
- OMB (Италия)
- Atiker (Турция)
Их надёжность доказана временем. Более того продукция этих заводов входит в установочные комплекты основных фирм производителей газового оборудования.
Баллонная арматура является одним из главных элементов безопасности газовой системы в автомобиле. Поэтому рекомендуем выбирать проверенные механизмы известных брендов. Опасайтесь подделок!
Подобрать и купить мультиклапан ГБО Вы можете в каталоге нашего интернет-магазина, где представлены только качественные и оригинальные изделия от ведущих производителей по лучшим ценам.
Мультиклапан Томасетто Евро класса на цилиндрический баллон (с электромагнитным клапаном, правое подключение) | ||||
---|---|---|---|---|
диаметр баллона, мм/ угол горловины | AT02 | AT02 Extra* | AT02 серия Sprint* | AT02 Sprint Extra |
200/30° | MVAT0A01.1 | MVAT0A01X1 | MVAT0201.1 | MVAT0201X1 |
230/30° | MVAT0A46.1 | MVAT0A46X1 | MVAT0246.1 | MVAT0246X1 |
244/30° | MVAT0A02.1 | MVAT0A02X1 | MVAT0202.1 | MVAT0202X1 |
270/30° | MVAT0A01.4 | MVAT0A01X4 | MVAT0203.1 | MVAT0203X1 |
300/30° | MVAT0A03.1 | MVAT0A03X1 | MVAT0204.1 | MVAT0204X1 |
315/30° | MVAT0A04.1 | MVAT0A04X1 | MVAT0205.1 | MVAT0205X1 |
360/30° | MVAT0A05.1 | MVAT0A05X1 | MVAT0206.1 | MVAT0206X1 |
375/30° | MVAT0A06.1 | MVAT0A06X1 | — | — |
400/30° | MVAT0A42.1 | MVAT0A42X1 | — | — |
450/30° | MVAT0A07.1 | MVAT0A07X1 | — | — |
500/30° | MVAT0A47.1 | MVAT0A47X1 | — | — |
левое подключение | ||||
270/30° sx* | MVAT0A03S1 | MVAT0A03SX1 | MVAT0203S1 | — |
300/30° sx | MVAT0A04S1 | MVAT0A04SX1 | MVAT0204S1 | — |
315/30° sx | MVAT0A05S1 | MVAT0A05SX1 | MVAT0205S1 | — |
360/30° sx | MVAT0A06S1 | MVAT0A06SX1 | MVAT0206S1 | — |
400/30° sx | MVAT0A07S1 | MVAT0A07SX1 | — | — |
450/30° sx | MVAT0A41S1 | MVAT0A41SX1 | — | — |
на внутренний тороидалный баллон | ||||
высота баллона, мм/ угол горловины | AT02 | AT02 Экстра | AT02 Спринт | AT02 Спринт Экстра |
180-190/30° | MVAT0A08.1 | MVAT0A08X1 | MVAT0208.1 | MVAT0208X1 |
200-204/30° | MVAT0A09.1 | MVAT0A09X1 | MVAT0209.1 | MVAT0209X1 |
220-225/30° | MVAT0A12.1 | MVAT0A12X1 | MVAT0212.1 | MVAT0212X1 |
230-240/30° | MVAT0A14.4 | MVAT0A14X4 | MVAT0214.1 | MVAT0214X1 |
250/30° | MVAT0A16.1 | MVAT0A16X1 | MVAT0216.1 | MVAT0216X1 |
270/30° | MVAT0A18.1 | MVAT0A18X1 | MVAT0218.1 | MVAT0218X1 |
300/30° | MVAT0A68.1 | MVAT0A68X1 | — | — |
330/30° | MVAT0A69.1 | MVAT0A69X1 | — | — |
на наружную тор емкость | ||||
высота баллона, мм/ угол горловины | AT02 | AT02 Экстра | AT02 Спринт | AT02 Спринт Экстра |
145/0° | MVAT0E01.1 | MVAT0E01X1 | — | — |
180-190/0° | MVAT0E02.1 | MVAT0E02X1 | — | — |
200-204/0° | MVAT0E03.1 | MVAT0E03X1 | — | — |
220-225/0° | MVAT0E06.1 | MVAT0E06X1 | — | — |
230/0° | MVAT0E08.1 | MVAT0E08X1 | — | — |
240-250/0° | MVAT0E09.1 | MVAT0E09X1 | — | — |
270/0° | MVAT0E11.1 | MVAT0E11X1 | — | — |
300/0° | MVAT0E13.1 | MVAT0E13X1 | — | — |
330/0° | MVAT0E14.1 | MVAT0E14X1 | — | — |
Extra — с выходом 8 мм | ||||
Sprint — без пожарного клапана | ||||
sx — левый |
Мультиклапан BRC Europa 2 и 3 для цилиндрических баллонов | |||
---|---|---|---|
диаметр баллона, мм/ угол горловины | европа 2 | европа 3 | версия* |
200/30° | 10MV47300200 | — | STD |
230/30° | 10MV47300230 | — | STD |
244/30° | 10MV47300244 | 10M3C30S244 | STD |
244/30° | — | 10M3C30M244 | MAX |
270/30° | 10MV47300270 | 10M3C30S270 | STD |
270/30° | — | 10M3C30M270 | MAX |
300/30° | 10MV47300300 | 10M3C30S300 | STD |
300/30° | — | 10M3C30M300 | MAX |
315/30° | 10MV47300315 | 10M3C30S315 | STD |
315/30° | — | 10M3C30M315 | MAX |
360/30° | 10MV47300360 | 10M3C30S360 | STD |
360/30° | — | 10M3C30M360 | MAX |
400/30° | 10MV47300400 | — | STD |
для внутренних тор баллонов | |||
высота/диаметр баллона, мм/ угол горловины | европа 2 | европа 3 | версия |
180/30° | 10MV48301180 | 10M3T30S180 | STD |
180/30° | — | 10M3T30M180 | MAX |
190/30° | 10MV48303190 | — | STD |
200/30° | 10MV48302200 | 10M3T30S200 | STD |
200/30° | — | 10M3T30M200 | MAX |
204/30° | 10MV48304204 | — | STD |
220/30° | 10MV48303220 | 10M3T30S220 | STD |
220/30° | — | 10M3T30M220 | MAX |
225/520/30° | 10MV48301225 | — | STD |
225/580/30° | 10MV48304225 | — | STD |
225/630/30° | 10MV483G2225 | — | STD |
240/30° | 10MV48305240 | 10M3T30S240 | STD |
240/30° | — | 10M3T30M240 | MAX |
250/30° | 10MV48303250 | — | STD |
270/30° | — | 10M3T30S270 | STD |
270/30° | — | 10M3T30M270 | MAX |
270/600/30° | 10MV48303270 | — | STD |
270/630/650/720/30° | 10MV48305270 | — | STD |
для внешних тор емкостей | |||
высота/диаметр баллона, мм/ угол горловины | европа 2 | европа 3 | версия |
180/0° | 10MV490G1180 | 10M3T00S180 | STD |
180/0° | — | 10M3T00M180 | MAX |
190/0° | 10MV49004190 | — | STD |
200/0° | 10MV49003200 | 10M3T00S200 | STD |
200/0° | — | 10M3T00M200 | MAX |
220/0° | 10MV49003220 | 10M3T00S220 | STD |
220/0° | — | 10M3T00M220 | MAX |
225/0° | 10MV49003225 | — | STD |
230/0° | 10MV49003230 | — | STD |
240/0° | 10MV49005240 | 10M3T00S240 | STD |
240/0° | — | 10M3T00M240 | MAX |
250/0° | 10MV49004250 | — | STD |
270/0° | 10MV49003270 | 10M3T00S270 | STD |
270/0° | — | 10M3T00M270 | MAX |
180/0° | 10MV460G1180D | — | STD |
200/650/0° | 10MV46003200B | — | STD |
204/0° | 10MV46003204C | — | STD |
220/650/0° | 10MV46003220B | — | STD |
230/720/0° | 10MV46003230A | — | STD |
250/720/0° | 10MV46004250A | — | STD |
270/720/0° | 10MV46003270A | — | STD |
STD — выход 6 мм, приёмная трубка 8 мм | |||
MAX — выход 8 мм, приёмная трубка 10 мм | |||
A, B, C, D — для верхней горловины |
Мультиклапан LOVATO MV 305 LOV-T 01 Евро класса для цилиндрических баллонов | |
---|---|
диаметр баллона, мм/ угол горловины | номер товара |
200/30° | 660000420 |
230/30° | 660000421 |
244/30° | 660000422 |
270/30° | 660000423 |
300/30° | 660000424 |
315/30° | 660000425 |
360/30° | 660000427 |
360/30° EXTRA | 660000428 |
375/30° | 660000429 |
375/30° EXTRA | 660000430 |
400/30° | 660000431 |
400/30° EXTRA | 660000432 |
500/30° EXTRA | 660000466 |
для внутренних тороидальных ёмкостей | |
высота баллона, мм/ угол горловины | номер товара |
180/190/30° | 660000452 |
200/204/30° | 660000453 |
220/225/30° | 660000454 |
230/240/30° | 660000455 |
250/30° | 660000456 |
270/30° | 660000457 |
270/30° EXTRA | 660000458 |
300/30° | 660000459 |
300/30° EXTRA | 660000460 |
для внешних тор баллонов | |
высота баллона, мм/ угол горловины | номер товара |
180/190/0° | 660000443 |
200/204/0° | 660000444 |
220/225/0° | 660000445 |
230/0° | 660000446 |
240/250/0° | 660000447 |
270/0° | 660000448 |
270/0° EXTRA | 660000449 |
300/30° | 660000450 |
300/30° EXTRA | 660000451 |
EXTRA- выход 8 мм |
Мультиклапаны Atiker MV01 Евро класс для цилиндрических емкостей (без AMP разъёма) | |
---|---|
диаметр баллона, мм/ угол горловины | артикул |
200/30° | K01.001416 |
200/30° Super | K01.001580 |
230/30° | K01.001417 |
230/30° Super | K01.001581 |
244/30° | K01.001418 |
244/30° Super | K01.001582 |
270/30° | K01.001419 |
270/30° Super | K01.001583 |
300/30° | K01.001420 |
300/30° Super | K01.001584 |
315/30° | K01.001421 |
315/30° Super | K01.001585 |
360/30° | K01.001422 |
360/30° Super | K01.001586 |
400/30° | K01.001423 |
400/30° Super | K01.001587 |
к внутренним тороидальным баллонам (без AMP) | |
высота баллона, мм/ угол горловины | артикул |
180/190/30° | K01.001444 |
180/190/30° Super | K01.001608 |
200/204/30° | K01.001445 |
200/204/30° Super | K01.001609 |
220/225/30° | K01.001446 |
220/225/30° Super | K01.001610 |
230/240/30° | K01.001447 |
230/240/30° Super | K01.001611 |
250/30° | K01.001448 |
250/30° Super | K01.001612 |
270/30° | K01.001449 |
270/30° Super | K01.001613 |
к наружным тор баллонам (без AMP) | |
высота баллона, мм/ угол горловины | артикул |
180/190/0° | K01.001435 |
180/190/0° Super | K01.001599 |
200/204/0° | K01.001436 |
200/204/0° Super | K01.001600 |
220/225/0° | K01.001437 |
220/225/0° Super | K01.001601 |
230/0° | K01.001438 |
230/0° Super | K01.001602 |
240/250/0° | K01.001439 |
240/250/0° Super | K01.001603 |
270/0° | K01.001440 |
270/0° Super | K01.001604 |
Super — выход 8 мм |
https://gbomotor.ru/komplektuyuschie/multiklapany-gazovogo-oborudovaniya