Как «Москвич» возрождает производство с почти 100-летней историей
Крупнейший столичный автомобильный завод «Москвич» внедряет производственные процессы мелкоузловой сборки со стратегической задачей выпускать современные технологичные автомобили с увеличивающейся долей локализации
Фото: пресс-служба
История
Государственный автосборочный завод имени Коммунистического интернационала молодежи (или КИМ) — так называлось автомобильное предприятие в Москве, которое ввели в эксплуатацию в 1930 году. С началом Великой Отечественной войны завод стал производить военную продукцию. А в победном 1945 году его переименовали в Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА). Тогда-то и началась история автомобильной марки «Москвич». Вскоре с конвейера начали сходить первые машины «Москвич-400», которые, по сути, впервые дали возможность советским гражданам стать владельцем личного транспортного средства.
В последующие десятилетия завод набирает обороты. Если в 1950-е и 1960-е здесь в среднем выпускается 60–70 тыс. автомобилей в год, то на рубеже 1970-х производственные объемы уверенно шагают за отметку в 100 тыс. единиц, а к началу 1980-х вплотную стремятся к отметке в 200 тыс. Исторический рекорд был достигнут в 1980 году — 188 тыс. авто. Одновременно «Москвич» становится экспортным товаром. Например, только в 1969 году за рубеж было поставлено 64,7 тыс. автомобилей, причем не только в социалистические страны. В Великобританию продавалось порядка 3,5 тыс. машин «Москвич-412» в год, причем в исполнении с правым рулем. В 1996 году в ОАО «Москвич» был остановлен конвейер. В 1998 году между Renault и правительством Москвы на паритетной основе было основано совместное предприятие «Автофрамос». В 2012 году доля Renault в капитале ОАО «Автофрамос» достигла 100%. С 2014 года было объявлено о переименовании ОАО «Автофрамос» в ЗАО «Рено Россия». Новым этапом развития завода становится 2022 год: 24 марта Renault приняла решение приостановить деятельность в России. В мае мэр Москвы Сергей Собянин принял решение о возрождении производственной деятельности и сохранении трудового коллектива. Предприятие получило название МАЗ (Московский автомобильный завод) «Москвич», а всего спустя полгода завод возобновил работу. 23 ноября 2022 года с конвейера начали сходить первые автомобили возрожденной марки. Это первое в России предприятие, которое в нынешнем экономическом контексте так быстро восстановило производство и наладило логистические цепочки.
Производство
- Первый. Автомобили на предприятии собираются крупноузловым методом.
- Второй. Переход на мелкоузловую сборку (сборку полного цикла) с постепенным повышением доли локализации.
- Третий. На предприятии запускается производство электромобиля на собственной платформе из ключевых компонентов российского производства.
Мелкоузловая сборка
Фото: пресс-служба
В настоящее время завод «Москвич» работает по принципу сборки крупноузловым методом. В рамках этого производственного процесса на склад предприятия поступают машинокомплекты. Это частично собранные ключевые элементы автомобилей — двигатель и коробка передач, элементы кузова, также детали электрики, выхлопная и отопительная системы, бензобак, колеса и другие компоненты. Все элементы проверяются на наличие дефектов, затем на них наносится необходимая маркировка VIN-номером. Позже компоненты поступают в сборочный цех.
В ближайшие время на предприятии будут запущены процессы мелкоузловой сборки, в том числе процессы сварки и окраски. Столичный завод внедряет такие операции первым на бывших производственных площадках ушедших зарубежных партнеров. В новом процессе количество комплектующих увеличится в 18 раз: если сейчас сборка осуществляется из 50 деталей, то в будущем это число достигнет более чем 900 позиций.
Для перехода на принципы мелкоузловой сборки на предприятии уже смонтирована новая современная роботизированная система сварочного оборудования, ее создавали специально для «Москвича». Также завершены тесты операций сварки и окраски. В тестовом режиме уже собрано более 50 автомобилей.
Локализация
Запланировано, что по технологии мелкоузловой сборки на предприятии будут собираться такие модели, как «Москвич 3» и электрический «Москвич 3е». Интересно, что с внедрением новых производственных процессов у кроссовера «Москвич 3» появится двухцветный кузов — верх черный, низ в любом из пяти цветов, представленных в линейке производителя (белом, черном, красном, сером и голубом). Опция станет возможной с переходом завода на собственную окраску.
При этом будет увеличиваться число компонентов российского производства. В настоящий момент на этапе крупноузловой сборки в автомобилях «Москвич» уже локализованы устройства вызова экстренных оперативных служб, подключаемые к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», технологические жидкости и различные аксессуары.
Работы по локализации на заводе проходят в соответствии с регламентом правительства (постановление правительства РФ № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ»). В нормативном акте установлены все критерии отнесения промышленной продукции к товарам, произведенным на территории России, для этого введена балльная оценка.
Каждой технологической операции (например, сварке, окраске, штамповке и др.) присвоено определенное количество баллов. Соответствие набранных баллов к определенному виду продукции (модель, модификация транспортного средства) подтверждается заключением Минпромторга.
Контроль качества
Фото: пресс-служба
Производственные процессы на «Москвиче» построены на основе всестороннего контроля качества. Сначала все поступающие на завод машинокомплекты проходят тщательную проверку. После этого на сборочной линии в дело вступают специальные посты проверки качества, которые отслеживают уровень проведения ключевых работ.
Ну, а в конце конвейерной ленты любой собранный автомобиль в обязательном порядке проходит широкий набор тестов по 100 пунктам. Автомобиль устанавливается в кабину статического контроля. Это очень светлое помещение (мощность освещения здесь достигает 1500 люкс). Тут производится осмотр внешних и внутренних поверхностей, проверяются комплектация и работа всех систем. Каждый автомобиль проходит проверку по списку из 100 пунктов, а яркий свет дает возможность разглядеть любой дефект, даже размером меньше 1 мм.
Затем на специальных стендах смотрят сход-развал, машину даже заставляют «принимать душ»: в особой камере каждый образец продукции тестируется на герметичность.
Кроме того, на специальном подземном треке испытываются ходовые характеристики автомобиля. На треке более 15 разновидностей покрытий. Это «зебра», мостовая, грунтовая дороги, на которых автомобиль испытывается на разной скорости. Водитель-испытатель наряду с проверкой ходовых характеристик в полной тишине слушает все, что происходит с автомобилем. Любой скрип, стук, скрежет становятся причиной ухода автомобиля на дополнительную проверку.
Все процедуры контроля на предприятии регулируются специально разработанным стандартом качества завода «Москвич», который соответствует международным нормам управления качеством ISO 9001:2015.
Обучение сотрудников
Сотрудники, устраивающиеся на завод «Москвич», не сразу попадают на конвейер. Все они проходят школы мастерства, которых в каждом цеху насчитывается минимум четыре. Эти школы обучают будущих операторов разным специальностям. Выпускники сдают внутренний экзамен, на котором проверяются качество и скорость выполненной работы.
Если результат положительный, то инструктор продолжает экзаменовать новобранца уже на конвейере. К самостоятельной работе нового сотрудника допускают только после успешно сданного экзамена.
Три модели возрожденного предприятия
В настоящее время МАЗ «Москвич» выпускает три модели автомобилей.
Фото: пресс-служба
Прежде всего это «Москвич 3», городской кроссовер с бензиновым турбированным двигателем (рабочий объем —1,5 л), механической или автоматической коробкой передач. Конкурентноспособным на рынке «Москвичу 3» позволяет выглядеть ряд преимуществ. Так, уже в базовой комплектации автомобиль имеет бесключевой доступ, электрический стояночный тормоз, задние датчики парковки и камеру заднего вида, современную мультимедийную систему с сенсорным дисплеем и возможностью подключения смартфонов.
Фото: пресс-служба
Вторая модель — электромобиль «Москвич 3е» — не уступает по оснащению «Москвичу 3», а в чем-то даже превосходит его. Несмотря на батарею, установленную под полом автомобиля, салон у этого авто остается просторным — пол выше всего на пару сантиметров по сравнению с бензиновой версией (и только во втором ряду). При этом емкость батареи существенно выше, чем у конкурентов — 66 кВт*ч, что обеспечивает пробег на одной зарядке до 410 км. К преимуществам использования электромобиля в мегаполисе относится экономия на заправке, а также на парковке. В столице, напомним, для электрокаров она бесплатна.
Фото: пресс-служба
Ну и самая новая модель, серийная сборка которой начата на предприятии в сентябре 2023 года, — это седан «Москвич 6». Габариты и компоновка салона этой машины позволяют с комфортом расположиться водителю и всем пассажирам, на заднем ряду обеспечен большой запас пространства для ног. Модель обладает вместительным багажником. «Москвич 6» отличается классическим обтекаемым силуэтом и большим багажником (так как тип кузова «Москвича 6» — лифтбек). «Москвич 6» представлен в трех комплектациях — «Комфорт», «Бизнес» и «Техно».
Автомобили «Москвич» постепенно интегрируются в транспортные системы многих российских городов. Они работают в сервисах такси («Яндекс Такси», «Таксовичкоф», «Ситимобил»), каршеринга и проката («Яндекс Драйв», «Ситидрайв», BelkaCar, «Делимобиль»), в различных подразделениях МВД и Росгвардии, а также пополняют корпоративные автопарки.
Реклама. Акционерное общество «Московский автомобильный завод «Москвич», erid: 4CQwVszH9pWwJd75iWV
https://www.rbc.ru/industries/news/65e0a7239a7947197180f1ea