Обзор двигателя ЯМЗ-650: характеристики, модификации, неисправности
Марки двигателей
На чтение 16 мин Просмотров 251 Опубликовано 28.09.2023
Двигатель ЯМЗ-650 представляет собой выдающийся силовой агрегат, который приобрел заслуженную популярность не только на российском, но и на мировом автомобильном рынке.
Значительная часть китайских грузовых тягачей успешно эксплуатируется с этим двигателем. Это говорит о его высокой надежности и эффективности, делая его выбором как для национальных, так и для международных перевозчиков.
Особенностью ЯМЗ-650 является его универсальность. Этот двигатель не только ставят на грузовые автомобили, но и используют в внедорожных машинах и даже в военной технике. Это подчеркивает его выдающиеся технические характеристики и надежность, делая его незаменимым компонентом в различных сферах автомобильной индустрии.
История разработки
6-цилиндровый дизельный силовой агрегат ЯМЗ-650 представляет собой уникальный пример успешной русификации французского мотора. В основе этого двигателя лежит лицензированная версия знаменитого мотора DCi11 , созданного французской компанией Renault Trucks.
Удивительно, что идея российских конструкторов о собственной сборке подобных моторов родилась еще в далеком 2006 году, и они даже не подозревали, какой успех ждет их творение не только в России, но и за её пределами.
Следует отметить, что лицензию на производство этого двигателя также выкупила Группа Компаний “ГАЗ”. Привлечение внимания “ГАЗа” к двигателю ЯМЗ-650 объясняется его выдающимися техническими характеристиками, продолжительным сроком службы и удобством ремонта.
Силовой агрегат ЯМЗ-650 начал свою путь к популярности, главным образом, благодаря своей интеграции в тяжелые грузовики , выпускаемые компанией Renault. Однако стоит отметить, что он был установлен не только на грузовики этой марки.
Производство моторов, о которых идет речь, налажено на Ярославском моторном заводе. Здесь моторы собираются с использованием французской оснастки и технологической линии, специально закупленных во Франции. Это гарантирует высший стандарт качества и эффективность производства.
Итак, можно с уверенностью сказать, что речь идет о полноценном собственном производстве, а не просто о сборке моторов из импортных компонентов.
Описание мотора ЯМЗ-650
Двигатель ЯМЗ-650 представляет собой интересную эволюцию, начавшуюся как лицензионная копия французского Renault Trucks.
Изначально, его сборка включала в себя французские компоненты, однако со временем Ярославский моторный завод решил перейти к использованию российских деталей, что способствовало дополнительной локализации производства.
Этот двигатель относится к категории 4-тактных дизелей , и его порядок работы цилиндровой группы характерен для моторов Отто. Цилиндровая группа изготовлена из серого чугуна, а передняя крышка выполнена из алюминия. Коленвал и шатун изготовлены из стали.
Важным элементом здесь является зубчатый венец чугунного маховика, предназначенный для запуска мотора, который оснащен модулем 3,175.
Цилиндропоршневая группа включает в себя гильзы цилиндра из чугуна, а составной поршень выполнен из легированной стали и алюминиевого сплава. Головка цилиндра единая, с постоянной затяжкой. Коленчатый вал изготовлен из стали, штампованный, с 7 опорами и шестеренчатым приводом.
Масляный насос обладает передаточным числом 1,31:1 , и охлаждение моторной смазки осуществляется в трубчатом масляно-жидкостном теплообменнике. Система фильтрации масла включает два фильтра: полнопоточный и центробежный.
Топливная аппаратура с электронным управлением произведена компанией Common Rail System и способна обеспечивать впрыск топлива под давлением до 140 МПа.
Шестеренчатый топливный насос с передаточным отношением 0,5:1 оснащен двумя плунжерными секциями высокого давления. Фильтрация топлива включает в себя два этапа: грубую и тонкую очистку.
Базовая версия двигателя ЯМЗ-650 оснащена турбокомпрессором с центробежным компрессором и радиальной центростремительной турбиной. Однако, существуют модификации, включающие другие типы турбокомпрессоров, что подчеркивает гибкость и адаптивность данного двигателя к различным требованиям и условиям эксплуатации.
Модификации дизельного ДВС ЯМЗ 650
Двигатель ЯМЗ-650, описанный в данной статье, завоевал сердца многих и стал настолько популярным, что со временем был подвергнут ряду модификаций.
Основное различие между этими модификациями заключается в настройке топливной аппаратуры , которая осуществляется с помощью электронного блока управления (БУ) и установки различного программного обеспечения.
Благодаря этим изменениям, один и тот же двигатель ЯМЗ-650 может иметь совершенно различные технические характеристики. Важное отличие также заключается в различном навесном оборудовании, что позволяет адаптировать двигатель к разным задачам и условиям эксплуатации.
ЯМЗ 650 (Базовая модель)
Этот базовый вариант соответствует экологическим требованиям стандарта Евро 3 . Мощность этого двигателя составляет 412 лошадиных сил при 1900 оборотах в минуту. Крутящий момент ДВС достигает 1870 Нм в диапазоне оборотов 1100-1300.
Двигатель ЯМЗ-650 устанавливается на ряд моделей грузовиков, таких как МАЗ: 6430, 6312, 6501, 5440, 6303, 5516, а также на автомобили Урал: 6902 и 6307, а также на МЗКТ: 7501 и 6527, и на Тонар: 5422.
ЯМЗ 6501
ЯМЗ 6501 представляет собой аналог рассмотренного ранее двигателя ЯМЗ-650, отличающийся в первую очередь настройкой электронного блока управления (ЭБУ) . Эти изменения привели к снижению мощности двигателя до 362 лошадиных сил при тех же оборотах и крутящего момента, который составил 1670 Нм.
Данная модификация нашла свое применение в грузовиках, таких как Урал: 6368, 6563, 6367, 6470, а также на моделях МАЗ: 6430, 6312 и 6501.
ЯМЗ 6502
ЯМЗ 6502 представляет собой аналог базовой версии двигателя ЯМЗ-650, но с отличием в настройке электронного блока управления (ЭБУ) .
Эти изменения привели к уникальным техническим характеристикам: мощность двигателя достигла 311 лошадиных сил при 2000 оборотах в минуту, а крутящий момент составил 1215 Нм в диапазоне оборотов 1100-1300 в минуту.
Модификация ЯМЗ 651, близкая к базовой версии двигателя, характеризуется разным навесным оборудованием и другой настройкой ЭБУ.
- турбину ТКР 90-3,
- форсунки,
- клапан EGR,
- каталитический нейтрализатор PM-CAT,
- помпу большей производительности и новый вентилятор.
Давление горючей смеси также было увеличено до 1600 бар.
Важным достижением модификации ЯМЗ 651 является её соответствие стандартам экологической нормы Евро 4. Мощность этой модели при 1900 оборотах в минуту составляет 412 лошадиных сил, а крутящий момент при 1200-1400 оборотах в минуту достигает 1911 Нм.
Модификации ЯМЗ 6502 и ЯМЗ 651 нашли применение в различных марках грузовиков, включая МАЗ, МЗКТ и Тонар, подчеркивая их универсальность и эффективность в мире коммерческой автотехники.
ЯМЗ 6511
ЯМЗ 6511 представляет собой близкую копию двигателя ЯМЗ 651, но с измененной прошивкой электронного блока управления . Эти изменения привели к уменьшению мощности двигателя до 362 лошадиных сил при тех же оборотах, а также к снижению крутящего момента до 1765 Нм, вместо прежних 1911 Нм.
Модификация ЯМЗ 6511 призвана обеспечить более экономичное и эффективное использование топливных ресурсов, что может быть важно в условиях, где требуется соблюдение строгих норм экологической безопасности без значительной потери производительности.
ЯМЗ 6512
ЯМЗ 6512 представляет собой двигатель, идентичный ЯМЗ 651, но с прошивкой, которая снижает его мощность до 320 лошадиных сил и крутящий момент до 1569 Нм .
Эта модификация нацелена на минимизацию мощности и расхода топлива, что может быть полезно в определенных условиях эксплуатации, требующих более экономичного решения без ущерба для надежности и производительности.
ЯМЗ 652
ЯМЗ 652 – это аналог модификации ЯМЗ 651, но с несколькими ключевыми отличиями. Основное различие заключается в использовании другой турбины ТКР 90-2, отсутствии охладителя выхлопных газов и клапана EGR . Эти изменения делают ЯМЗ 652 соответствующим четвертому экологическому классу согласно правилам 96-02.
Мощность двигателя ЯМЗ 652 составляет 412 лошадиных сил при 1900 оборотах в минуту, а крутящий момент достигает 1870 Нм в диапазоне оборотов 1100-1400 в минуту. Эта модификация находит применение на различных моделях грузовых автомобилей, включая МЗКТ: 7501, 7512, 7007, 6527, 7511, 7006, а также Урал: 6307, 5831 и 6902.
ЯМЗ 6521
ЯМЗ 6521 представляет собой аналог двигателя ЯМЗ 652, но с модифицированной прошивкой, которая снижает его мощность до 362 лошадиных сил и крутящий момент до 1665 Нм при тех же оборотах коленчатого вала.
ЯМЗ 653
ЯМЗ 653 представляет собой версию базового двигателя, которая была доработана с целью соответствия строгим экологическим требованиям стандарта Евро 5. Основные изменения затронули топливную систему, которая теперь способна создавать давление до 1800 бар .
Эти усовершенствования позволили достичь мощности вплоть до 422 лошадиных сил при 1900 оборотах в минуту и крутящего момента вплоть до 2000 Нм в диапазоне оборотов 1100-1300 в минуту.
ЯМЗ 6531
ЯМЗ 6531 представляет собой аналог двигателя ЯМЗ 653, но с настройкой электронного блока управления (ЭБУ), которая снижает его мощность до 367 лошадиных сил при тех же оборотах, а крутящий момент составляет 1800 Нм.
Технические характеристики
Характеристика | Значение |
---|---|
Мощность | 286-422 л.с. |
Объем | 11,12 л. |
Количество цилиндров | 6, рядное расположение |
Тип топлива | Дизельное |
Система охлаждения | Жидкостная |
Ресурс | От 1000 тыс.км. |
Max. крутящий момент | 1870 Н*м |
Масса | От 970 кг |
Расход топлива | 190 г/кВт*ч |
Система топливоподачи | Аккумуляторная (Bosch ECRS) |
Давление впрыска | Достигает 1600 Б |
Экологические стандарты | Евро-3, 4, 5, № 96-02 |
Ярославский моторный завод строит свои силовые агрегаты, опираясь на передовые технологии в мире двигателестроения. Двигатели ЯМЗ 650 являются надежными и мощными конструкциями, спроектированными с использованием инновационных решений.
Для обеспечения долгого срока службы рекомендуется использовать оригинальные запчасти от производителя, такие как масляный насос ЯМЗ 650, поршневые кольца ЯМЗ 651 и другие компоненты.
Особенности конструкции
- Этот шестицилиндровый дизельный агрегат предлагает максимальную мощность до 422 лошадиных сил и крутящий момент до 1870 Н·м, что делает его одним из мощнейших в своем классе.
- По сравнению с другими двигателями, такими как V-образные “восьмерки” ЯМЗ-658.10 мощностью 400 л.с., двигатель ЯМЗ-650 обладает более высокой литровой мощностью (на 37,7%), большим крутящим моментом (на 5,5%), меньшей массой (на 280 кг) и немного меньшим расходом дизтоплива. Также, рядная “шестёрка” считается более уравновешенной с точки зрения производительности.
- Двигатель ЯМЗ-650 имеет современную конструкцию. Внутри используется рядный шестицилиндровый чугунный блок цилиндров с мокрыми чугунными гильзами и масляными форсунками для охлаждения поршней. Внутри на семи опорах установлен стальной коленвал и другие детали, обеспечивающие надежную работу.
- Главной особенностью двигателя является система топливоподачи Bosch CR (Common Rail) II поколения. Она обеспечивает точную дозировку цикловой подачи топлива, регулировку углов опережения впрыска в зависимости от различных параметров, что позволяет достичь высокой эффективности и минимизации выбросов.
- Двигатель оснащен турбокомпрессором с промежуточным охлаждением, что способствует увеличению удельной мощности. Также предоставляется возможность установки воздушного компрессора и компрессора кондиционера.
- Этот ДВС использует продвинутые технологии, такие как Common Rail System второго поколения, которая обеспечивает точный контроль подачи топлива для каждого рабочего режима, легкий пуск двигателя и совместимость с электронным блоком управления автомобиля.
- Для обеспечения надежной смазки двигателя, установлены два полнопоточных масляных фильтра и центрифуга, которые обеспечивают высокую степень очистки масла и долгий срок его службы.
Топливо и масло
На Ярославском моторном заводе уделяют особое внимание правильному выбору топлива и масла для обеспечения оптимальной работы и продления срока службы двигателя. Рекомендуется использовать дизельное топливо стандарта EN-590 , что обеспечивает соответствие высоким требованиям качества и чистоты топлива.
Касаясь моторных масел, предпочтение отдается марке Total, соответствующей стандарту Renault Truck Oil. Это обеспечивает смазку и защиту двигателя на самом высоком уровне.
Однако, для пользователей также предоставляется возможность использовать альтернативные марки моторных масел, которые включают:
- Exxon Mobil Delvac,
- Fuchs Titan Truck Plus,
- Shell Rimula Super,
- Лукойл Авангард.
Характерные неисправности ЯМЗ 650
Двигатель ЯМЗ-650 славится своей надежностью и долговечностью, и в большинстве случаев может проработать до миллиона километров без существенных ремонтов. Однако, как и у любого мотора, у него есть свои слабые места, и одной из наиболее распространенных проблем является состояние турбокомпрессора .
На модификациях ЯМЗ 650 обычно устанавливают две разные турбины, и в зависимости от конкретной версии, возникающие проблемы могут различаться. Турбокомпрессор ТКР 90-02 считается более надежным и встречается на базовом двигателе, а также на модификациях ЯМЗ 652, ЯМЗ 653 и их аналогах.
Проблемы с этой турбиной могут возникнуть обычно в районе 300 000 километров пробега. Важно отметить, что замена неисправной турбины должна производиться своевременно, так как неполадки в турбокомпрессоре могут повредить дорогостоящую топливную аппаратуру.
Признаки неисправности турбокомпрессора включают в себя :
- увеличение расхода моторного масла,
- утечку масла в районе турбины,
- изменения в давлении масла и воздуха,
- а также появление неестественных шумов и дыма разного цвета из выпускной системы.
Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, рекомендуется демонтировать турбокомпрессор для близкого осмотра. Проверка вращения крыльчатки, отсутствие люфта и царапин являются ключевыми аспектами при определении состояния турбины. Если обнаружены неисправности, турбокомпрессор следует немедленно заменить.
На других модификациях, таких как ЯМЗ 651 и их аналоги, устанавливается турбина ТКР 90-03, которая может быть менее надежной. Из-за этой турбины могут возникать проблемы, и она может выйти из строя даже на пробеге менее 100 000 километров.
Это, пожалуй, единственная серьезная проблема, с которой могут столкнуться владельцы двигателей ЯМЗ 650, и поэтому требуется более внимательное наблюдение за состоянием этой части мотора.
В целом, несмотря на некоторые потенциальные проблемы с турбокомпрессорами, двигатель ЯМЗ-650 остается надежным и выгодным выбором для различных видов тяжелой техники.
На какие автомобили ставился ЯМЗ-650?
Двигатель ЯМЗ-650 нашел широкое применение на различных автомобилях и машинах тяжелой техники . Основными потребителями этой модели стали Минский автомобильный завод (МАЗ) и Миасский автозавод “Урал”, а также другие производители специальной и грузовой техники.
На МАЗовских автомобилях, таких как двухосные седельные тягачи МА3-544ОА9 с полуприцепами МА3-9758ЗО-ЗОЗ2, двигатели ЯМЗ-650 использовались для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 52 тонн, а также для автопоездов с общим весом до 65 тонн.
На автомобилях “Урал”, выпускаемых под эгидой “Группы ГАЗ”, двигатели ЯМЗ-650 также нашли применение . Они использовались на грузовиках, самосвалах, шасси и тягачах “Урал” с общим весом до 41 тонны, а также для автопоездов с общим весом до 54 тонн.
Моторы ЯМЗ-650 были также установлены на большегрузные машины Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) под торговой маркой “Volat” и на дизельные электростанции.
Интервалы обслуживания мотора
Обслуживание ЯМЗ 650, как и многих других дизельных моторов отечественного производства, включает в себя ряд важных процедур.
Для базовой версии двигателя ЯМЗ 650, межсервисное обслуживание рекомендуется проводить каждые 15 000 километров пробега. В то время как для турбодизельных версий этот интервал увеличивается до 20 000 километров.
Техническое обслуживание дизельного двигателя, включая ЯМЗ 650, отличается от процедур, применяемых к бензиновым двигателям. Каждое ТО включает в себя целый комплекс операций, направленных на поддержание технического состояния автомобиля . Эти процедуры помогают увеличить срок службы двигателя и обеспечить его надежную работу на дороге.
Заключение
ЯМЗ-650 представляет собой надежный дизельный двигатель с различными модификациями, способными обеспечивать мощность от 286 до 422 лошадиных сил. Этот мотор широко используется в различных тяжелых транспортных средствах, таких как грузовики, самосвалы и тягачи, и спроектирован для длительной службы.
ЯМЗ-650 имеет несколько модификаций, различающихся настройкой топливной аппаратуры и другими параметрами. Эти модификации позволяют подобрать мотор, наиболее соответствующий требованиям конкретного типа автотранспорта.
Важно следить за состоянием турбокомпрессора, особенно в модификациях, где установлена ТКР 90-03. Это слабое место ЯМЗ-650, и его неисправность может привести к серьезным проблемам. Регулярное техническое обслуживание и использование качественного топлива и масла помогут поддерживать мотор в хорошем состоянии.
ЯМЗ-650 широко применяется на различных марках автомобилей, таких как МАЗ, Урал, МЗКТ и другие, а также в дизельных электростанциях. Это подчеркивает его универсальность и популярность в сфере тяжелой техники.
Для обеспечения долгой и надежной работы ЯМЗ-650 важно соблюдать рекомендации производителя по техническому обслуживанию и использованию качественных горючих и смазочных материалов.
https://dvigatelpro.com/marki/yamz-650