Растаможка машины в Узбекистане: пошлины и налоги на импорт иномарки
Сколько будет стоить растаможка автомобиля в Узбекистане? Таможенные пошлины, утилизациооный сбор, НДС и другие платежи при импорте и таможенной очистке иномарки в Узбекистане.
188 422 499 6 минут(ы) чтения
Обновлено: таможенная пошлина на новые автомобили (до 1 года) снижена более, чем в 2 раза. Таможенные пошлины на пожержанные автомобили, а также новые машины старше 1 года остались прежними. При импорте автомобиля в Узбекистан необходимо произвести его таможенную очистку или, как обычно говорят, «растаможить». Стоимость растаможки иномарки в Узбекистане зависит от нескольких факторов: возраста и стоимости машины, страны происхождения и экспорта автомобиля, типа и объема двигателя. Данные приведены в таблицах ниже.
Все таможенные платежи исчисляются в долларах США и уплачиваются в узбекских сумах по курсу Центрального банка Узбекистана. Помимо непосредственно таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, импортёр уплачивает 12% НДС, а также утилизационный сбор. Стоимость автомобиля на таможенной границе Узбекистана определяется по договору купли-продажи (счет-справке), либо по международному каталогу цен. К цене автомобиля добавляется утилизационный сбор и расходы на транспортировку автомобиля до таможенной границы. НДС уплачивается с общей таможенной стоимости автомобиля 15%*(стоимость автомобиля по оценке таможни+транспортные расходы+утилизационный сбор+таможенная пошлина).
Импорт подержаной б/у иномарки
При импорте подержанной иномарки в Узбекистан платежи по таможенной очистке составляют как минимум 120%-150% от стоимости автомобиля, и являются, фактически запретительными. Однако, для стран с которыми заключен договор о зоне свободной торговли (ЗСТ) действует льготный режим таможенной очистки. Договор о свободной торговле Узбекистан подписал с Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией, Таджикистаном, Туркменистаном и Украиной. Для того чтобы воспользоваться таможенными льготами для автомобилей, произведенных в Росси, Казахстане или Украине, нужно предъявить сертификат происхождения СТ-1 на импортируемый автомобиль. Сертификат СТ-1 выдается заводом-изготовителем или торговой палатой страны-экспортера только если уровень локализации производства превышает 50% и сборка происходит по полному циклу CKD – Complete-Knock-Down. Соответственно, растаможить в Узбекистане BMW российского производства (крупноузловая SKD-сборка) по льготной ставке не получится. Но не только способ сборки влияет на получение сертификата происхождения. Например, автомобили Toyota или Hyundai в России локализованы более, чем на 50%, но торговая палата России сертификат СТ-1 для этих автопроизводителей не выдает. Фактически, льготно завезти в Узбекистан можно лишь автомобиль с российскими или украинскими корнями, например, ZAZ, Lada или УАЗ.
Таможенная пошлина на иномарки в Узбекистане
Ставки таможенной пошлины при импорте легковых автомобилей физическими лицами-резидентами Узбекистана. Пошлина исчисляется в процентах от таможенной стоимости товара или в долларах США за каждый кубический сантиметр объема двигателя.
Таможенная пошлина не взимается, если автомобиль произведен в стране, с которой заключен договор о зоне свободной торговле (Россия, Украина, Казахстан и другие страны СНГ), а происхождение автомобиля подтверждается сертификатом СТ-1.
Рабочий объем двигателя, куб. см | Пошлина |
Новые автомобили до 1 года | |
менее 1000 | до 1 января 2023 года:15%+0,8 долл. / куб. см с 1 января 2023 года: 15%+0,4 долл. / куб. см |
более 1000, но не более 1500 | до 1 января 2023 года:15%+1 долл. / куб. см; с 1 января 2023 года: 15%+0,6 долл. / куб. см; |
более 1500, но не более 1800 | до 1 января 2023 года:15%+1,2 долл. / куб. см с 1 января 2023 года: 15%+0,8 долл. / куб. см |
более 1800, но не более 3000 | до 1 января 2023 года:15%+1,25 долл. / куб. см с 1 января 2023 года: 15%+1 долл. / куб. см |
Новые автомобили от 1 года до 3 лет | |
менее 1000 | 30% + 1,8 $/ куб. см |
более 1000, но не более 1500 | 30% + 2,0 $/ куб. см |
более 1500, но не более 3000 | 30% + 2,5 $/ куб. см |
более 3000 | 30% + 3,0 $/ куб. см |
Бывшие в эксплуатации автомобили | |
менее 1000 | 40% + 3,0 $/ куб. см |
более 1000, но не более 1500 | |
более 1500, но не более 3000 | |
более 3000 |
Утилизационный сбор при импорте новой машины
При импорте нового автомобиля или бывшего в употреблении, с момента производства которого прошло менее 3 лет, устанавливаются следующие ставки утилизационного сбора:
Объем двигателя и ставка утильсбора в БРВ | Сумма утилизационного сбора | |
---|---|---|
Менее 1000 см. куб | 30 | 9900000 сумов |
От 1 л. до 2 л. | 120 | 39600000 сумов |
От 2 л. до 3 л. | 180 | 59400000 сумов |
От 3 л. до 3,5 л. | 180 | 59400000 сумов |
Более 3,5 л. | 300 | 99000000 сумов |
Размер БРВ | 330000 |
Таким образом, импорт новой иномарки с объемом двигателя 1,8 литра раньше облагался акцизом в 4,68 тыс. долларов США, а сейчас, импортеру придется уплатить 26,7 млн сумов. Теоретически, иномарки должны подешеветь.
Однако о льготах по импорту автомобилей российского производства, акциз на которые ранее составлял 2% от стоимости, пока не сообщается.
Утилизационный сбор при импорте бывшей в употреблении иномарки
При импорте бывшего в употреблении, с момента производства которого прошло более 3-х лет, устанавливаются следующие ставки утилизационного сбора:
Объем двигателя | Ставка в БРВ | 270000 |
---|---|---|
Менее 1000 см. куб | 90 | 24300000 сумов |
От 1 л. до 2 л. | 210 | 56700000 сумов |
От 2 л. до 3 л. | 330 | 89100000 сумов |
От 3 л. до 3,5 л. | 390 | 105300000 сумов |
Более 3,5 л. | 480 | 129600000 сумов |
Ставки утилизационного сбора также, немного ниже платежей по акцизному налогу на импорт автомобилей.
Электромобили облагаются утилизационным сбором
С 1 августа при импорте электромобиля или автомобиля с гибридным – бензиновым и электрическим двигателем, придется заплатить 30 базовых расчетных величин, это 6,7 млн. сумов на момент публикации статьи. Однако нулевая ставка таможенной пошлины на импорт электромобилей пока остается в силе.
15% НДС при импорте автомобиля в Узбекистан
Следующей существенной статьей расхода при таможенном оформлении автомобиля является налог на добавленную стоимость. НДС взимается в размере 15% от суммы стоимости автомобиля и утилизационного сбора на него. Например, если автомобиль стоит 10 000 долларов США, то НДС составит ($10 000*15%) $1500. Льготы по уплате НДС физическими лицами не предусмотрены.
Сбор в Республиканский дорожный фонд – отменен с 1 января 2022 года
Примеры растаможки автомобилей в Узбекистане
Все расчеты приведены согласно постановлению президента № ПП-3303 в ознакомительных целях, не являются публичной офертой и не могут служить примером таможенного декларирования.
Lada Vesta: из России с любовью
Давайте посчитаем, во сколько обойдется таможенная очистка в Узбекистане седана Lada Vesta. Стоит ли импортировать автомобили из России самостоятельно, или же лучше купить российскую машину в официальном автосалоне в Узбекистане. Для примера возьмем оптимальную на наш взгляд комплектацию – Lada Vesta Comfort / Image с механической трансмиссией и двигателем мощностью 106 лошадиных сил, которая в Узбекистане стоит 104 900 000 сумов. Цена сопоставима с Chevrolet Lacetti «первой позиции», однако российский седан гораздо лучше оснащен. Vesta может похвастаться круиз-контролем, активными системами безопасности, гарантией в 3 года или 100 тысяч километров и другими приятными мелочами, вроде легкосплавных дисков. Курс Центрального банка Узбекистана на момент публикации – 8163.46 сумов за 1 доллар США. Итак, Lada Vesta Comfort / Image 5MT у официального дилера в Узбекистане стоит $12,850. В России выбранная нами Vesta стоит 645 900 рублей или $11,370 по курсу ЦБ РФ. При экспорте товар не облагается российским НДС, следовательно, экспортная стоимость автомобиля составит $9,323 (впрочем, вычет НДС для физического лица сложная бюрократическая процедура). Допустим, машину наш покупатель перегоняет самостоятельно и расходы на транспортировку (подтвержденные кассовыми чеками с АЗС) составят ~$270. Таким образом, общая таможенная стоимость на границе с Узбекистаном составит $9,500. От нее и будем рассчитывать таможенные платежи. Итак, Lada Vesta на таможне Узбекистана стоит $9,500. Наш покупатель не забыл получить в Торговой палате России сертификат соответствия СТ-1.
Утилизационный сбор за Весту составит 120 БРВ, это $2,800 долларов.
НДС к уплате на таможне составит $1,425 долларов (15% от $9,500). Таким образом, после уплаты всех платежей автомобиль обойдется в $13,725, а растаможка составит примерно 42% от стоимости автомобиля. Получается, самостоятельно импортировать автомобиль в Узбекистан из России не очень выгодно, ведь до российского автосалона еще нужно доехать и остановиться в гостинице на время оформления документов, да и на обратном пути ночевать в машине не самая лучшая идея. Если же при экспорте из России не удастся вернуть НДС РФ, то покупка становится и вовсе убыточной.
Mercedes-Benz C 180 CGI Elegance 2010 года из Германии: The Best or Nothing!
Стоимость Mercedes-Benz C-classe 2010 года выпуска с 1,8 литровым двигателем мощностью 154 лошадиные силы составит примерно $12,500 долларов США, с учетом доставки в Узбекистан. Утилизационный сбор, который заменит акцизный налог составит 120БРВ, это это $2,800 долларов по курсу на март 2021 года. Таможенная пошлина составит $10400, которые складываются из 40% от стоимости автомобиля ($5000) плюс 3 доллара за каждый кубический сантиметр объема двигателя ($5400). НДС взимается с полной стоимости автомобиля, то есть 15% от $12500 и составит $1,875. Итого, за таможенное оформление старого Mercedes стоимостью 12500 придется выложить $15,075 или больше 100% от его стоимости.
Растаможка электромобиля в Узбекистане
С 1 января 2019 года устанавливается нулевая ставка госпошлины за таможенную очистку электромобилей.
Ставка на ввоз транспортных средств, приводимых в движении только электрическим двигателем (код ТН ВЭД 870380) — 0. В тех ставках, что действуют сейчас, такой код ТН ВЭД отсутствует.
Самые доступные электромобили можно приобрести дешевле 20 тысяч долларов США. Электромобили Tesla стоят от 35 тысяч долларов США.
Электромобили облагаются НДС, поэтому их растаможка обойдется лишь в 30-90 БРВ утилизационного сбора, в зависимости от возраста автмобиля, и 15% НДС от общей стоимости авто.
Импорт новой дорогой машины
Льготы на новые легковые автомобили, таможенная стоимость которых составляет 40 тыс. долларов и более, отменены с 1 января 2020 года.
Ставки таможенной пошлины и акцизного налога по отношению к другим автомобилям остались практически неизменными. Сейчас таможенные платежи при импорте иномарки в Узбекистан составляют около 120% ее таможенной стоимости.
Антиконкуретные пошлины
Таможенные пошлины и акцизы на импорт автомобилей являются де-факто запретительными, и Узбекистан остается страной белого Chevrolet, в которой нет конкуренции отечественному производителю.
Как видно из таблиц пошлин и акцизов, даже без учета НДС растаможка подержанной иномарки в Узбекистане обходится в баснословную сумму. Политика протекционизма автомобильной промышленности Узбекистана лишает национального автогиганта GM Uzbekistan здоровой конкуренции. Именно благодаря высоким пошлинам и другим льготам завод GM поддерживает низкие конкурентоспособные цены на внешнем рынке. В России отечественные автомобили стоят существенно дешевле, чем в автосалонах Узбекистана. Более того, оснащение моделей Chevrolet в Узбекистане откровенно устарело. Наши автомобили имеют лишь базовые опции безопасности и комфорта. И, даже, Lada Vesta лучше оснащена и стоит дешевле, чем отечественный “средний класс” Chevrolet Lacetti. Без конкуренции нет развития и пример «АвтоВАЗа» во многом показателен – «Жигули» трансформировались в «Весту» с использованием мировых технологий и под давлением конкурентного рынка. Без конкуренции «ВАЗ» 30 лет выпускал «Жигули», в которых “болты забивались кувалдами”. Так долго ли протянет наш автопром без конкуренции?
https://www.autostrada.uz/rastamozhka-uzbekistan/