Проблемы охлаждения трансмиссионной жидкости: рабочая температура масла в АКПП
Масла и замена
На чтение 17 мин Просмотров 69
Температура масла в автоматической коробке передач играет важную роль в ее нормальной работе. В данной статье мы рассмотрим, как проверить рабочую температуру АКПП, какие могут быть симптомы и причины перегрева масла, и почему коробка автомат может нагреваться, включая рассмотрение датчика температуры.
Самые распространенные поломки АКПП 🚗 ⬇️
Сложное переключение передач 🛠️
Подтеки масла 🛠️
Проблемы с блоком управления 🛠️
Поломка гидроблока 🛠️
Поломка гидротрансформатора 🛠️
Проблемы с проводкой 🛠️
При эксплуатации гидравлической системы автоматического переключения передач возникает непрерывное нагревание жидкости ATF. Чтобы поддерживать оптимальную рабочую температуру автоматической коробки передач, были разработаны специальные теплообменники, которые могут быть размещены в радиаторе двигателя или внутри корпуса самой трансмиссии. В случае перегрева происходит быстрое ухудшение качества масла в АКПП, из-за чего оно теряет свои основные характеристики.
Нормальная температура трансмиссионного масла
Гидротрансформатор является основным источником нагрева масла в АКПП . Он передает момент от коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки. Рабочая температура жидкости варьируется в зависимости от модели коробки и составляет от +80°С до +95°С .
В АКПП масло ATF или гидравлическая жидкость служит не только для смазки и охлаждения трением частей, но и для работы гидравлической системы переключения передач.
Некоторые коробки передач имеют датчик температуры, который работает с блоком управления. Если масло перегревается, контроллер переводит коробку в аварийный режим.
Увеличение рабочей температуры на 20°…30°С в течение небольшого времени (например, при передвижении по сложной местности) не оказывает отрицательного воздействия на ATF и продолжительность работы трансмиссии. Однако продолжительная работа при перегреве приводит к деградации жидкости , которая теряет свои смазочные и другие характеристики.
🔧 Как понять, что проблема с АКПП — симптомы ⬇️
Передача не включается Передачи не переключаются на ходу Задняя передача не включается Автомобиль не разгоняется Запах гари Необычные звуки на нейтралке
При включении передачи коробка периодически издает хрустящие звуки, но водитель продолжает использовать автомобиль без осмотра. Через неделю-две, при попытке переключить селектор КПП в положение «драйв», передача не включается, хотя рычаг удается переместить в нужное положение. Причина: Скорее всего, проблема связана с низким уровнем трансмиссионной жидкости. Возможно, потребуется настройка тросового привода или механизма выключения сцепления.
Эта проблема возникает, когда водитель нажимает на педаль акселератора, обороты двигателя увеличиваются, но передачи не переключаются. Автомобиль может двигаться с повышенными оборотами как на первой, так и на второй или третьей передаче, и основная проблема заключается в невозможности разгоняться. Причина: Это может быть связано с проблемами в клапанах, соленоидах или сцеплении. Если вы столкнулись с такой проблемой, рекомендуется немедленно обратиться в автосервис, так как интуитивное увеличение газа может быть опасным. Переключение передачи может произойти с рывками, что приведет к резкому увеличению скорости и возможности столкновения с другими автомобилями.
Автомобиль нормально двигается в нейтральной передаче и вперед. Однако при попытке включить задний ход двигатель работает на холостом ходу, но машина не двигается назад. Причина: Эта проблема может быть связана с неисправностью муфты. Возможно, проблема вызвана износом фрикционного диска, обрывом поршня или повреждением уплотнительных колец. Обратите внимание, что на некоторых автомобилях рычаг переключения может застрять и не перейти полностью в режим заднего хода. В таком случае причина может быть связана с износом механизма переключения.
При движении на любой скорости сцепление начинает скользить. При увеличении оборотов скорость не увеличивается, и при переключении передачи автомобиль рывками бросается вперед. Причина: Это может быть связано с изношенными фрикционными дисками муфты или отсутствием достаточного давления в гидросистеме. Возможно, есть проблемы с масляным насосом или гидроблоком.
Неприятный запах гари появляется во время движения или сразу после остановки автомобиля. Причина: Скорее всего, это связано с проблемами с трансмиссионной жидкостью, который обычно указывает на перегрев трансмиссии. Запах гари указывает на недостаток жидкости или ее загрязнение. Рекомендуется обратиться в автосервис, возможно, замена масла решит проблему. Если имеется серьезный утечка, то потребуется ремонт.
Когда автомобиль стоит на месте, двигатель работает, и передача находится в нейтральном положении, вы слышите странный шум. Причина: Этот шум может быть связан как с незначительными проблемами, требующими замены трансмиссионной жидкости, так и с более серьезными дефектами, такими как поврежденные зубцы шестерни заднего хода или износ подшипников. Будьте осторожны, так как, если шум в коробке проявляется только на нейтральной передаче, то он может стать более серьезным во время движения, что может сделать автомобиль неуправляемым.
Согласно исследованиям компании TCI Automotive, ресурс жидкости ATF в зависимости от рабочей температуры следующий:
- от +80°С до +90°С – жидкость может проработать до замены от 80 до 160 тыс. км ;
- от 105°С до 115°С – появляются лаковые отложения и продолжительность работы масла снижается до 16-20 тыс. км ;
- от 115°С до 125°С – начинается быстрое старение резиновых уплотнителей, масло деградирует через 8-10 тыс. км .
Когда рабочая температура повышается до +140°С, давление в гидравлической системе снижается из-за того, что ATF становится слишком текучим. Это приводит к пробуксовке и выгоранию фрикционных пакетов, а также загрязнению масла и гидроблока.
Если ATF нагревается до 150°С и выше, тефлоновые уплотнения начинают выгорать. Это приводит к масляному голоданию, которое ускоряет износ втулок подшипников скольжения и рабочих поверхностей валов. Следовательно, ресурс коробки напрямую зависит от рабочей температуры ATF, которую необходимо поддерживать в пределах, установленных заводом-изготовителем КПП.
Система охлаждения масла в АКПП
В связи с особенностями функционирования, важно обеспечить эффективное охлаждение масла в автоматической коробке передач (АКПП). Для этого в конструкцию встроена система охлаждения АКПП. Эта система необходима для предотвращения повышения температуры трансмиссионного масла и перегрева АКПП. С учетом того, что современные двигатели и коробки работают в условиях высокой эффективности, предполагается их эксплуатация в сложных условиях.
В таких условиях система охлаждения не только эффективно охлаждает коробку, но и сохраняет необходимые свойства рабочей жидкости ATF . Это критично, поскольку долговечность и качество работы автоматической коробки напрямую зависят от состояния, уровня и свойств гидравлической трансмиссионной жидкости.
Проще говоря, трансмиссионное масло в автомате должно быстро достигнуть рабочей температуры, при этом не допускается потеря свойств при сильном нагреве. По этой причине для автоматических коробок разработаны специальные трансмиссионные масла , и использование моторных масел и смазок для механических коробок передач строго запрещено.
🔧 Как продлить срок службы АКПП ⬇️
Прокачивание масла и прогревание на ходу Забыть о «нейтрали» Без раскачки Комбинация P с «ручником»
Автоматические коробки передач отличаются от ручных по своей структуре и требуют особого обращения. Перед началом движения дайте коробке немного времени, чтобы масло могло циркулировать по всей системе смазки. Затем начните движение, плавно увеличивая скорость без резких рывков и высоких оборотов двигателя в течение первых 5-7 минут. При этом старайтесь не перегревать мотор, не поднимая обороты выше 2000 оборотов в минуту. Только после того, как температура двигателя достигнет 70-90 градусов, вы можете перейти к обычному стилю вождения.
При использовании механической коробки передач или роботизированной трансмиссии на остановках обычно рекомендуется переключать в режим «нейтраль» (N), но в случае автоматической коробки передач это не рекомендуется. Вместо этого в автоматической коробке передач можно удерживать автомобиль на месте, просто нажимая на педаль тормоза в режиме «D» (драйв). Эта коробка рассчитана на то, чтобы оставаться в этом режиме в течение длительных остановок, даже до нескольких десятков минут, без нанесения ущерба ее работе. Это возможно благодаря маслу гидротрансформатора, которое поглощает момент, передаваемый от двигателя к трансмиссии, и системе охлаждения, которая удаляет избыточное тепло. Переключение между «D» и «N» в автоматической коробке передач приводит к активации сложных механизмов, изменению циркуляции смазки и износу исполнительных фрикционов. Режим «N» в автоматической коробке используется в основном для коротких буксировок на низких скоростях. Итак, важно избегать частого переключения между «D» и «N» в автоматической коробке передач во время движения, так как это может привести к проблемам с коробкой и износу ее компонентов.
Переключать режимы автоматической трансмиссии на высоких оборотах двигателя не рекомендуется. Для лучшего понимания, представьте ситуацию, когда автомобиль с механической коробкой застрял в грязи. Водители могут использовать метод «раскачивания», который включает частые переключения с первой передачи на заднюю и одновременное нажатие на педаль акселератора. Это позволяет автомобилю получить дополнительную подвижность и, возможно, выбраться из затрудненной ситуации. Однако в случае автоматической коробки передач такой прием запрещен. Переключение между режимами «D» (драйв) и «R» (реверс) в автоматической коробке включает не просто передачи, а целый комплекс механизмов, который изменяет конфигурацию планетарных систем. Эта сложная механика чувствительна к резким ударам и нагрузкам в момент переключения. Во время буксировки водители не всегда могут точно контролировать педаль акселератора, и это может привести к передаче излишнего момента с двигателя в трансмиссию, что может повредить исполнительные механизмы. Поэтому в случае, когда автомобиль с автоматической коробкой застрял в грязи, рекомендуется выбираться без использования метода «раскачивания». Вместо этого лучше воспользоваться лебедкой или помощью трактора для безопасного извлечения из трудной ситуации.
Для того чтобы удерживать автомобиль на месте на стоянке, помимо использования режима «P» (парковки) в коробке передач, рекомендуется активировать ручной тормоз, особенно при остановке на наклонной поверхности или горке. Ручной тормоз помогает уменьшить нагрузку на вал трансмиссии и обеспечивает защиту коробки передач от возможных повреждений. Если во время стоянки кто-то при маневрировании случайно столкнется с вашим автомобилем, то ручной тормоз сможет поглотить удар, и это предотвратит передачу энергии от удара в трансмиссию, что в свою очередь снизит риск повреждений.
Что касается системы охлаждения, она включает:
- маслонасос,
- маслоприемник,
- теплообменник для трансмиссионного масла (масляный радиатор АКПП),
- фильтр АКПП.
Теплообменник может иметь различное расположение в автомобиле, но его задача – обеспечить эффективное охлаждение трансмиссии. Загрязнения масляного радиатора могут привести к ухудшению его работы, поэтому механическая очистка теплообменника является неотъемлемой частью технического обслуживания АКПП.
Причины перегрева АКПП
Существует несколько причин , способствующих повышению рабочей температуры гидромеханической трансмиссии. При увеличении средней скорости или движении в сложных дорожных условиях (в горах или по шоссе с прицепом) коробка испытывает дополнительные нагрузки.
Еще одной причиной перегрева АКПП является стиль управления. Частые интенсивные разгоны приводят к росту рабочей температуры коробки. Масло просто не успевает охладиться в теплообменнике.
Некоторые коробки склонны к перегреву из-за недостатков в их конструкции . К таким моделям относятся коробки передач 09G, выпускаемые компанией VAG, и DP0, выпускаемые концерном PSMA.
Способов предотвратить перегрев есть несколько: использование более мягкого режима эксплуатации или установка дополнительных радиаторов. Если вентиляторы системы охлаждения двигателя выходят из строя, то это может привести к перегреву двигателя и повышению рабочей температуры АКПП.
Неполадки в работе радиатора
Радиатор охлаждения двигателя содержит теплообменник АКПП, который омывается антифризом. Можно установить радиаторы на корпусе коробки передач с подключением системы охлаждения. Если антифриз немного перегревается, при этом не влияя на работу двигателя, то это приводит к повышению рабочей температуры АКПП. Если основной радиатор загрязнен или поврежден, то это ухудшает охлаждение антифриза и масла, циркулирующего в АКПП.
Иногда может произойти разрушение штуцеров , в результате чего охлаждающая жидкость попадает в картер АКПП. Важно помнить, что у многих двигателей внутреннего сгорания есть напряженный термический режим, который помогает снизить расход топлива.
Высокая температура антифриза может вызвать перегрев гидромеханической коробки передач. В некоторых КПП используются термостаты, которые предотвращают превышение рабочей температуры за допустимые пределы.
Высокие нагрузки
В случае умеренных нагрузок и постепенного разгона АКПП сможет работать при минимальной рабочей температуре. Однако, при движении с высокой скоростью по трассе или в гористой местности на пониженной передаче и при высоких оборотах двигателя, ATF может перегреться.
Загрязненный радиатор мотора также способствует повышению рабочей температуры. Более того, работа с прицепом или буксировка неисправного автомобиля может также привести к росту рабочей температуры.
Объем масла
Теоретически, уменьшение количества масла в картере может оказать влияние на рабочую температуру (особенно при перемещении в жаркую погоду или в сложных дорожных условиях). Насос коробки передач работает с прежней эффективностью, а жидкость по-прежнему поступает из поддона. Однако, если уровень ATF ниже минимально допустимого порога, то гидромеханическая коробка передач просто отключается.
Узнать количество масла можно с помощью щупа или переливной трубки (в зависимости от конструкции коробки передач).
Качество трансмиссионной жидкости
Рабочий ресурс ATF варьирует в пределах от 50 до 80 тыс. км (зависит от производителя АКПП и условий эксплуатации). Теплоемкость жидкости остается неизменной, но происходит насыщение масла частицами износа.
Срок использования жидкости почти не влияет на работу коробки передач, но определяет ресурс фрикционных пакетов, гидроблоков и втулок АКПП.
Признаки перегрева трансмиссионной жидкости
Перегрев автоматической коробки передач (АКПП) представляет собой серьезную проблему, которую необходимо обнаруживать и устранять своевременно. Для этого важно знать основные признаки перегрева и внимательно следить за следующими элементами:
- Индикатор температуры АКПП: На некоторых автомобилях есть специальный индикатор на приборной панели, предупреждающий о перегреве. Этот индикатор может отображать красный или желтый значок в виде термометра или буквы A с термометром, сигнализируя о превышении нормальной температуры в коробке передач.
- Датчик температуры: В случае отсутствия индикатора температуры на приборной панели можно установить дополнительный датчик. Этот датчик отображает температуру масла в АКПП на отдельном экране или в мобильном приложении, предостерегая от возможного перегрева.
- Цвет и запах масла: Признаком перегрева АКПП может быть изменение состояния масла. Для проверки нужно извлечь щуп из коробки и внимательно рассмотреть его кончик на предмет изменений цвета и запаха.
- Состояние радиатора: Радиатор играет ключевую роль в системе охлаждения коробки передач. При осмотре радиатора под капотом необходимо обращать внимание на наличие повреждений, загрязнений, утечек или коррозии.
- Состояние масляных трубок: Эти трубки соединяют коробку передач с радиатором и являются важной частью системы охлаждения. Проверка их состояния включает в себя осмотр на предмет повреждений, утечек, засоров или перегибов.
Как решить проблему перегрева АКПП
Первым этапом в решении проблемы перегрева автоматической коробки передач (АКПП) следует провести диагностику самой коробки . При помощи комплексного подхода можно оперативно выявить причины перегрева и определить факторы, вызывающие данное явление.
Часто для устранения проблемы перегрева необходимо выполнить следующие мероприятия :
- Чистка каналов гидроблока.
- Замена трансмиссионной жидкости и фильтров.
- Промывка масляного радиатора АКПП.
Процедура очистки может включать различные методы , начиная от применения специализированных промывочных средств и заканчивая разборкой коробки передач.
Установка дополнительного радиатора охлаждения АКПП с термостатом может оказаться эффективным средством предотвращения перегрева. Этот радиатор способствует быстрому достижению оптимальной температуры и ее поддержанию в пределах 70-90 градусов, что особенно полезно для уменьшения нагрузки на АКПП.
Учитывая, что некоторые современные АКПП могут без проблем работать при температуре до 100-110 градусов, многие опытные владельцы устанавливают дополнительный радиатор охлаждения в качестве профилактической меры для увеличения срока службы коробки передач.
Также важно обратить внимание на состояние системы охлаждения двигателя , особенно если радиатор АКПП интегрирован в радиатор системы охлаждения двигателя.
Не стоит забывать, что качество и свойства трансмиссионного масла играют ключевую роль в предотвращении перегрева. При выборе ATF важно учесть его технические характеристики. Регулярная промывка масляного радиатора АКПП при замене масла и замена масляных фильтров также неотъемлемы для правильного ухода за автоматической коробкой передач.
Масло в коробке передач перегрелось, что делать
В случае обнаружения высокой температуры трансмиссионной жидкости, необходимо прекратить движение и остановить автомобиль в безопасном месте . После остывания, можно попытаться добраться до сервиса или места проживания на небольшой скорости, либо заказать эвакуатор. Также стоит проверить уровень антифриза и осмотреть радиатор, который может быть забит мусором .
Промыть радиатор самостоятельно в дорожных условиях невозможно. Это действие следует проводить в сервисе с демонтажем теплообменника.
Если на автомобиле установлено несколько радиаторов, таких как кондиционер, система охлаждения двигателя и радиатор наддува, то необходимо разобрать модуль и промыть его соты с внутренней стороны. При проведении очистки необходимо быть внимательным , чтобы не повредить тонкие платины сот, которые отвечают за рассеивание избыточного тепла.
Мигает значок AT или AT OIL TEMP во время движения
Включение индикатора контроля или альтернативной надписи “AT OIL TEMP” указывает на высокую рабочую температуру автоматической коробки передач или возможные неисправности компонентов трансмиссии. Такие контрольные световые индикаторы присутствуют на многих автомобилях с автоматической трансмиссией, например, на Toyota Vista или Subaru Legacy.
Мигание контрольной индикатора указывает на необходимость проведения диагностики трансмиссии и системы охлаждения ATF-жидкости. Иногда включение данного индикатора сопровождается блокировкой селектора коробки передач. Рекомендуется остановить двигатель, подождать 20-30 минут, после чего снова запустить двигатель и попытаться добраться до места стоянки или ремонтной зоны.
Замена масла в АКПП
Если ATF в АКПП становится другого цвета и появляется запах гари, то производится его замена . Обслуживание коробки можно провести на стенде, полностью заменив жидкость, либо путем снятия поддона для очистки и частичной замены.
Но стоит отметить, что заправка свежей жидкостью только улучшит переключение скоростей, но не решит проблемы перегрева . Рабочая температура АКПП зависит от состояния радиатора и режимов эксплуатации коробки.
Обслуживание системы охлаждения
Поэтому рекомендуется не только периодически менять гидравлическую жидкость в коробке передач, но и проводить механическую очистку радиатора с теплообменником системы охлаждения . Этот элемент системы часто забивается грязью и пухом, что приводит к существенному снижению эффективности охлаждения.
Проверка состояния патрубков системы охлаждения
Это является важным шагом при техническом обслуживании. Эти патрубки могут терять свою эластичность и покрываться отложениями в процессе эксплуатации автомобиля. Рекомендуется заменять патрубки системы охлаждения автоматических трансмиссий после пробега 100-150 тысяч километров . Это позволит предотвратить утечки охлаждающей трансмиссионной жидкости, которые могут возникнуть из-за утраты герметичности магистрали системы охлаждения.
Чистка теплообменника
Засорение теплообменника также может вызывать проблемы с гидротрансформатором, проявляющиеся в неправильном переключении передач. Это может привести к частичной или полной блокировке работы гидротрансформатора, что в свою очередь может привести к проблемам при смене режимов коробки передач. Продукты износа, накапливающиеся в трансмиссионной жидкости, могут вызвать заклинивание клапана магистрали охлаждения , увеличивая риск перегрева и выхода из строя автоматической коробки передач.
Очистка теплообменника и замена охлаждающей жидкости не представляют сложностей. При опыте и наличии соответствующего оборудования можно самостоятельно выполнить очистку теплообменника. Это включает отключение магистрали от системы охлаждения автоматической коробки передач, подключение шлангов от аппаратуры очистки, пропускание активной жидкости под давлением через теплообменник для вымывания отложений и загрязнений, а затем просушивание теплообменника с использованием воздушного компрессора перед его подключением к системе охлаждения.
Последствия перегрева
При перегреве масла ATF в автоматической трансмиссии возникают проблемы, что может привести к разным поломкам:
- Поломка муфты блокировки гидротрансформатора из-за излишней текучести масла.
- Повышенный износ фрикционных накладок из-за скольжения муфты . Это приводит к попаданию пыли износа в масло ATF и разносу ее по гидравлической системе. Пыль износа может забивать гидроблок и мешать нормальной работе соленоидов.
- Фрикционная пыль может также изнашивать тефлоновые прокладки , что вызывает снижение давления в пакетах. Недостаточное усилие сжатия приводит к пробуксовке и износу дисков, что сопровождается появлением дополнительной пыли.
ATF невозможно довести до точки кипения, однако перегрев на 40-45 градусов может серьезно повредить АКПП. Помимо ускоренного износа фрикционных пакетов, также происходит масляное голодание, что приводит к износу валов и втулок, а также появлению вибраций во время работы трансмиссии.
Перегрев АКПП приводит не только к ускоренному износу фрикционных пакетов, но и к разрушению резиновых и пластиковых деталей АКПП . Существует ряд неисправностей в коробке передач, которые способствуют перегреву. Например, изношенная муфта блокировки гидротрансформатора работает в режиме постоянной пробуксовки . Избыточное тепло отводится жидкостью ATF, которая перегревается и одновременно насыщается частицами пыли от фрикционной накладки.
Как не допустить перегрева жидкости в АКПП
Существует несколько способов снизить вероятность перегрева АКПП до опасного уровня. Помимо аккуратного использования, можно провести модернизацию системы охлаждения. Для этого рекомендуется добавить еще один пластинчатый или трубчатый радиатор и установить его перед охладителем двигателя. Это позволит удалить лишнее тепло от АКПП.
Важно правильно подобрать размеры радиатора , так как переохлаждение трансмиссионной жидкости не способствует долговечности коробки передач. Можно также установить охлаждающую систему на корпус АКПП с прокладкой трубок для подачи и отвода охлаждающей жидкости. Установка термостата в систему позволяет поддерживать заданную рабочую температуру, независимо от погодных условий.
Для автомобилей с автоматической коробкой передач, которые постоянно эксплуатируются в сложных условиях, можно использовать ручной трехходовой кран . Такая конструкция позволяет подключить дополнительный радиатор на начальной стадии перегрева. В этом случае необходимо установить датчик и контрольный прибор в салоне, чтобы иметь возможность проверить рабочую температуру автоматической коробки передач.
Обеспечение рабочей температуры ATF имеет важное значение для долговечности гидромеханической трансмиссии. Наличие радиаторов помогает охлаждать жидкость, но владельцу автомобиля рекомендуется регулярно промывать соты от пыли и пуха.
На некоторых автомобилях рекомендуется установить дополнительный теплообменник, поскольку стандартные компоненты не способны поддерживать требуемую рабочую температуру.
Рекомендуем добавить эту статью в закладки, чтобы важная информация всегда была легкодоступной.
Алексей Тиханов
Я — Алексей Тиханов, специалист в области автоматических коробок передач и создатель сайта AKPPXpert.com. Моя задача — помогать автовладельцам понять принципы работы АКПП, предоставляя ценные рекомендации и знания о ремонте, техническом обслуживании и выборе трансмиссий.
https://akppxpert.com/maslo/rabochaya-temperatura-akpp