Как проверить автомобиль перед покупкой
Решили приобрести подержанный автомобиль? Его обязательно нужно проверить перед покупкой. Можно обратиться к профи-подборщикам или провести ревизию самому. Расскажем, как тщательно выполнить проверку машины
Главные страхи покупателя подержанного автомобиля: машина работала в такси, бита и перекрашена, скручен пробег или чего хуже — находится в угоне или залоге у банка. Подводных камней в этом деле — на целую диссертацию. Поэтому и появилась профессия автоподборщика. Но проверить автомобиль перед покупкой можно и своими силами. Главное все делать по инструкции.
Первая проверка машины происходит еще до встречи с продавцом. Есть вероятность попасть к мошенникам. Поэтому тщательно изучите объявление, а затем свяжитесь с его автором. Не спешите отправлять аванс. Назначьте встречу, убедитесь, что продавец реально существует.
Стоит помнить, что хорошие машины быстро продаются, поэтому обратите внимание на дату публикации объявления. Если оно опубликовано полгода назад, значит у машины есть куча дефектов, из-за которых ее все еще не могут продать.
Проверка по базам
Этим стоит заняться еще до поездки на осмотр — чтобы сэкономить всем сторонам время. В распоряжении покупателя много открытых баз данных, которые помогут проверить автомобиль. Но вам нужно знать VIN (вин-код) машины. Он есть у всех современных «ласточек». Кроме того, добросовестные продавцы сразу указывают его в объявлении. Некоторые боятся и сообщают его только в «личку». Плохой знак, если продавец отказывается называть идентификационный номер.
На портале Госавтоинспекции в разделе «Сервисы» есть «Проверка автомобиля». Это большой раздел, в котором несколько опций. Можно проверить:
- историю регистрации в ГИБДД;
- участие в ДТП;
- нахождения в розыске;
- на наличие ограничений регистрационных действий;
- на наличие диагностической карты техосмотра.
База судебных приставов
Проверить автомобиль здесь нельзя, но можно поискать его владельца. Но для этого нужно знать его ФИО и дату рождения. Не все захотят озвучить эту информацию по телефону. Но при личной встрече, когда попросите показать паспорт (вы же не забудете это сделать до подписания договора?), как узнаете данные — вбейте на сайте ФССП в разделе «Банк данных исполнительных производств». Если на человеке висят просроченные кредиты, много долгов, то есть вероятность, что его машина арестована или в залоге.
В исключительных случаях (если не боитесь рискнуть и машина ну очень нравится), можно поторговаться с продавцом. Заложить в сумму скидки размер его долгов.
Реестр залогов
К порталу, который разработала Федеральная нотариальная палата, обращаются редко. Суть в том, что держатель залога (в нашем случае гипотетический кредитор, которому продавец мог заложить свое авто), размещает информацию о нем на портале. Таким занимаются серьезные организации, хотя могут и частные лица. Зайдите в раздел «Найти в реестре» — «По информации о предмете залога» и далее укажите VIN.
«Госуслуги Авто»
Это мобильное приложение, в котором есть функция «Проверка ТС». В него интегрированы базы ГИБДД и нотариальной палаты. Новых сведений узнать не получится, но можно сэкономить время, одновременно «пробив» машину сразу по двум инстанциям.
Читайте также
«Автокод» и «Автотека»
Для проверки на специальных сервисах вам понадобится VIN или госномер, а также номер свидетельства о регистрации транспортного средства (СТС, ламинированная карточка). Сервисы проверяют пробег, юридическую чистоту, участие в ДТП, историю объявлений на «Авито» и так далее.
Проверка документов
В личной встречи с продавцом, до того, как лезть под капот машины, попросите у него документы.
ПТС
Паспорт транспортного средства (ПТС), в котором указан большой массив нужных для проверки данных. ПТС могут подделать или предоставить дубликат (выдается ГИБДД). Оригинал выдается изготовителем — если собран в РФ, или таможней — если машину привезли из-за рубежа. Поэтому проще всего сравнить его со своим ПТС (если он у вас, конечно, есть): хотя бы на ощупь сопоставить качество бумаги, посмотреть на просвет водяные знаки, голографическую наклейку.
- Кто владелец авто. Сравните данные с паспортом продавца.
- VIN-код. Сравните с тем, что нанесен на авто.
- Характеристики. Продавец мог намеренно или случайно перепутать год выпуска или объем двигателя в объявлении.
- Информация о владельцах. В этому пункте будут перечислены все, кто владел и ставил на учет авто — с указанием городов постановки на учет. Если первым владельцем указан автосалон и машину ставили на учет, делали госномер, есть вероятность, что она использовалась для тест-драйвов.
При проверке ПТС стоит посмотреть среди владельцев юрлица. Это может быть знаком, что машина была в таксопарке. А вот если один и тот же человек указан в документах два или даже три раза подряд — это нормально. Так как новая запись вносится при смене номеров или адреса прописки хозяина.
Vehicle identification number или по-русски «Идентификационный номер транспортного средства» выдается машине раз и не всю жизнь. Его, в отличие от госномера, нельзя и невозможно заменить.
Номер состоит из 17 цифр. В нем зашифрованы инфо о производителе, данные о модели, заводе-изготовителе и уникальный номер конкретного авто. В интернете вы можете найти сервисы, которые за деньги расшифруют VIN. Или отыскать объемные брошюры, в которых перечислены все возможные данные кодов. Но можно обойтись и без этого. Сверьте VIN с данными ПТС и СТС, а также используйте его для юридической проверки по базам — о ней мы рассказывали выше в нашей инструкции.
На авто VIN нанесен в нескольких местах. Это защита от «перебивки» и на случай повреждений в ДТП. Сложность в том, что нет единого стандарта, куда наносится идентификатор. Чаще всего он есть на лобовом стекле. А еще на двигателей, пороге у водительской двери. Среди «экзотических» вариантов — под пассажирским сиденьем, кронштейне радиатора. Точная информация о расположении кода есть в инструкции-брошюре к авто. Правда, ее может не быть у владельца. Тогда интернет-поисковики вам в помощь.
VIN может не быть на авто, выпущенных до 70-х годов или на машинах, которые выпускались для внутреннего рынка где-нибудь в Азии. А еще автоворы «перебивают» VIN. Некоторые работы настолько искусны, что без эксперта визуально не поймешь, были ли с деталью манипуляции. Что делать? Все просто — сверяем код с ПТС, СТС и проводим проверку по базе ГИБДД.
Технический осмотр
После проверки документов, начинаем с внешнего осмотра машины. Если на кузове имеется несколько царапин, разбитых деталей (фара, бампер, ручки дверей), значит, за машиной плохо следили. Обязательно попробуйте проехаться на автомобиле и прислушайтесь, нет ли посторонних звуков. Теперь нужно провести тщательный технический осмотр. Очень важно обратить внимание на износ шин, наличие коррозии на металле, цело ли лакокрасочное покрытие и, самое важное, на работу мотора.
Кузов
Хорошим тоном со стороны продавца будет пригнать на просмотр авто после мойки. Сравниваем ширину зазоров между деталями кузова — они должны быть равномерны, симметричны. Обращайте внимание на зазоры между капотом и крылом, дверные зазоры, зазоры багажника. Можно использовать обычную линейку с хорошим миллиметровым делением. Некоторые меряют банковской карточкой «на глазок».
Осмотрите все крепежи — крыльев, капота, багажника, дверей. Если с них «сбита» краска (или наоборот она чрезмерно яркая), сорваны грани — деталь наверняка снимали. Ищите грубые следы сварки и герметика. Такая кустарная работа верный признак, что производился ремонт. А уж если с внутренней стороны багажника неаккуратно налеплено шумоизоляция, значит в задний бампер такого авто точно въезжали.
Проверьте маркировку стекол. В идеале на всех совпадает год выпуска, номера. А вот если на одной стороне авто — один номер, а на противоположной — другой, значит машина наверняка побывала в аварии.
Лакокрасочное покрытие
— Будет хорошо, если у вас будет специальный прибор — толщинометр. С помощью него можно будет определить, не переворачивалась ли машина. Не рекомендую брать «автомобиль-перевертыш», но с коллегами мнения расходятся, они считают, что если его качественно отремонтировали, можно покупать. Расскажу про возможные проблемы. Со временем теряется жесткость кузова, появляется куча посторонних звуков и скрипов, при неправильной геометрии лопаются или вовсе вылетают стекла, невозможно правильно выставить колеса при сходе или развале, — комментирует автоэксперт Ильдар Нуриманов.
Необходимо проверить, не «цветет» ли автомобиль. Убедитесь, что нет ржавчины на дверях, багажнике, лючке бензобака, загляните под днище, а лучше всего проверить машину на подъемнике. Заодно проверите гранаты (шарниры равных угловых скоростей).
При проверка ЛКП замеряем толщиномером также пороги, стойки, дверные проемы. Обращайте внимание на «рельефность», «шершавость» покраски. Ее еще называют «шагрень». Если авто красили на заводе, она будет едва заметна. Сильно заметный «рельеф» — верный признак перекраски. Еще один маркер того, что авто красили — выпирающие пылинки, «точки», соринки, которые попали под ЛКП во время перекраски.
Подкапотное пространство
Поднимаем капот и при хорошем освещении (вооружайтесь фонариком!) ищем возможные подтеки жидкостей. Далее осматриваем шланги на предмет: не рассохлись ли, нет ли оборванных.Трогаем и осматриваем лонжероны (труба или продольный профиль) и полки крыла. Есть вмятины, заломы, трещины и сколы — признак машины, побывавшей в ДТП.
Салон
Состояние салона тоже о многом говорит – потертые сиденья, руль, пластиковые детали, все это напрямую доказывает, что машина уже «подустала». При беседе с продавцом задавайте ему ненавязчивые вопросы, куда на этой машине ездили, где она стояла, почему продаете, из-за чего заменили те или иные детали, и, конечно же, какие вложения требует машина.
Двигатель
В работе двигателя не должно быть посторонних звуков и тем более стуков. В идеале поставить машину на подъемник, эстакаду, яму и осмотреть на наличие подтеков в нижней части двигателя.
Напомним, что даже если вам сказали, что жидкости, в том числе масло, менялись совсем недавно, их нужно обязательно поменять перед началом эксплуатации новым владельцем.
Ходовая часть
Обязательно нужно проверить колеса – есть ли порезы на резине, насколько она изношена. Все ли болты на месте. Прокатитесь и попробуйте затормозить, торможение должно быть четким, без лишних хрустов и звуков. Если тормозите зимой на скользкой дороге, то обязательно должен сработать «АБС», если машина оборудована им.
Ходовую смотрим, спустившись в яму, или используя подъемник. Внимание на:
- топливную магистраль: бензобак, фильтры и так далее;
- кардан, подшипники, полуоси и крестовины;
- пыльники, стабилизаторы, шаровые и шрусы;
- рулевую рейку;
- сайлентблоки и их резиновые вставки;
- амортизаторы.
В идеальной ходовой ничего не люфтит (не «гуляет»), не течет, не деформировано.
Коробка передач
Специалист советует обязательно завести машину, чтобы проверить работу стартера. Автомобиль должен запуститься «по щелчку» без лишних свистов и скрежета. Далее втыкаем передачу – если она втыкается проблемно, лучше попрощаться с продавцом и искать другую машину.
Коробку передач сначала осматриваем визуально. Она должна быть изолирована, герметична, без масляных разводов. Разбирать и смотреть коробку продавец вам не даст, да и если вы не автомеханик, то вряд ли что поймете. Мыслите как пользователь: попереключайте передачи на холостом ходу и в движении. Шумы, рывки, дребезжания — повод насторожиться.
Кондиционер
Продавец на вопросы о кондиционере может начать рассказывать байки: «да я фреон спустил», «тут только фильтр/трубку поменять и все заработает». Может оно и так, но чаще всего из строя выходит самая дорогая и важная деталь кондиционера — компрессор.
Лезть во «внутренности» системы продавец вам не позволит. Так что самый простой способ протестировать кондиционер перед покупкой — запустить его и посидеть 5-10 минут — с теплом и холодом. Если у вас есть с собой термометр или он встроен в авто, посмотрите замеры. Можно залезть под капот и найти алюминиевую трубку, которая соединяет блок управления и выходные отверстия для воздуха в салоне с компрессором. Эту трубка должна быть обжигающе ледяной при прикосновении руки. Значит компрессор «качает», система исправна.
Электроника
Без профессионального диагностического оборудования можно провести лишь эмпирическую проверку. Проще говоря, пронажимать все возможные кнопки и системы управления и следить за тем, как ведет себя авто. Смотрите на торпеду, не горит ли там какое-то предупреждение.
В идеале для проверки электроники вам нужен диагностический сканер. Устройство недорогое, но опять же, покупать его ради одной проверки — сомнительно. Такой есть у автоподборщиков и на СТО. Если грубо объяснить принцип его работы — машина подключается к ноутбуку или смартфону и аналитик может считывать данные бортового компьютера. Сложность в том, что работет сканер не со всеми моделям. А еще дешевая модель может некорректно считать данные. Поэтому если уж хотите настолько детально проверять кандидата, то направляйтесь в профессиональный сервис.
Пробег
— Сейчас больше половины продавцов скручивают пробег. Процедура недорогая, знающие люди смогут сделать ее сами. Это говорит о том, что не стоит обращать внимание на пробег. Можно купить ВАЗ с пробегом в 50 тысяч и хапнуть с ней горя, а можно приобрести автомобиль с пробегом 150 тысяч и проехать еще столько же без особых вложений, — говорит наш эксперт.
Как пояснил собеседник, проверить пробег можно несколькими способами. Первое — это проверить документы. Если машине 10 лет, и у нее было 6 владельцев, глупо верить, что автомобиль проехал всего 50 тысяч километров, только если не пенсионеры на ней в сад ездили. Второе — это провести грамотную техническую проверку, в том числе обратить внимание на состояние салона — затертые руль, рычаг переключения скорости, сидения — все это говорит о большом пробеге, третье — обратиться к экспертам, если вы не разбираетесь в технике.
Скрытые дефекты после ДТП
В ДТП бывают не только внешние повреждения, но и внутренние, которые не сразу определишь одним взглядом.
— Стоит учесть, что если вы хотите купить машину, а у нее помят телевизор или радиатор, значит, машина участвовала в аварии, и удар пришелся на переднюю часть. Если хромают механизмы дверей, то вероятно они пострадали при ударе. Такие дефекты можно исправить только в автосервисах с помощью специальных инструментов. Часто встречается также нарушенная геометрия после ДТП, — рассказывает эксперт.
Подушки безопасности
Чтобы узнать, целы ли подушки безопасности, нужно провести полную диагностику автомобиля, потому что срабатывание подушек фиксируется в бортовом компьютере. По данным специалиста, если подушки в автомобиле отсутствуют, то каждый раз при включении зажигания на панели приборов будет загораться «ошибка». Однако, недобросовестные продавцы умеют это скрыть и тем самым обмануть покупателя, поэтому проверкой наличия подушек нужно заняться тщательно.
Если вы убедились в том, что подушки есть, нужно узнать, работоспособная ли она. Есть несколько способов. Первый — это с помощью мультиметра или диагностического сканера. Устройства подключаются к бортовому компьютеру, показывает работоспособность всех систем в автомобиле, в том числе исправность подушек безопасности. Стоит прибор очень дорого, поэтому лучше его взять в аренду.
И второй способ — это проверить подушку тестером. Понять, что подушки исправны и ранее не срабатывали, можно измерив сопротивление пиропатрона. Для этого необходимо выключить зажигание и выдернуть ключ, затем снять клеммы с аккумулятора, а потом разобрать подушку безопасности.
Далее – самое сложное. Нужно вставить тестер в режиме сопротивления на разъеме устройства защиты. Любые отклонения от нормы должны вас насторожить. При неправильном использовании прибора, подушки могут сработать, поэтому лучше обратиться к специалистам.
Проверка автосканером
В автосообществе ходят два диаметрально противоположных мнения по поводу проверки машины сканерами. Первая такова: штука нужная, гаджет не такой уж дорогой. Заранее выпишите его себе из Китая (хотя можно купить и автомагазинах, просто ценник будет выше) и ходите с ним на просмотры. В пику этому другое мнение: хороший сканер стоит неоправданно дорого, если вам нужно проверить всего пару машин. Модели не универсальные, установленные чипы могут не сочетаться с оборудованием отдельный марок и моделей. Поэтому стоит искать автоподборщика с таким девайсом или сразу ехать в сервисный центр с продавцом и попросить умельцев подключить машину к ПК или смартфону, чтобы посмотреть всю нужную информацию.
Чтобы проверить машину автосканером, у нее должен быть разъем OBD-2 или DLC. Это не две разные версии, а разные названия одного и того же интерфейса. Просто OBD-2 на самом деле это протокол диагностики, но им иногда «обзывают» и сам разъем. Сканер покажет число оборотов и нагрузку двигателя, скорость движения и разгона до 100 км/ч, показатель давление во впускном коллекторе, данные кислородного датчика. Он также диагностирует ошибки связанные с электроникой, трансмиссией, пневмоподвеской, ABS и много других — полнота функционала зависит от конкретной модели девайса.
Популярные вопросы и ответы
Дополнит инструкцию по проверке авто перед покупкой блок с ответами на некоторые вопросы, которых мы не коснулись в процессе подготовки гайда.
Где и как осматривать автомобиль?
Часто смотреть автомобиль едем вечером после работы, когда на улице уже темно. Или встречу назначают в гараже, на подземном паркинге. Это ошибка, так осматривать автомобиль перед покупкой неправильно. Машину смотрим при дневном свете или в сервисном центре с качественным светодиодным освещением под лампами «дневного света».
Что взять на осмотр автомобиля?
Ваш минимум — это фонарик. Подойдет встроенный в телефон. У автопдборщиков есть толщиномер. Им измеряют толщину лакокрасочного покрытия. Например. если в одном месте слой отличается — верный признак, что машины побывала в аварии. Покупать ради одного раза гаджет затратно. Можно взять в аренду. Только попросите владельца обучить вас, как им пользоваться. Найти стандартную толщину ЛКП можно в спецификациях конкретной модели. Если нет брошюры, смотрите в интернете.
Когда необходимо обращаться к специалистам?
Что касается проверок, в каждом городе есть компании, предоставляющая услуги по проверке автомобилей. Вы выбираете эксперта и берете его с собой на сделку, который проведет исследование машины с помощью специальных приборов и опираясь на свой опыт. Лучше найти такого эксперта через своих знакомых, чтобы не нарваться на тех, кто решит заработать на ваших незнаниях. Стоит такая услуга везде по-разному, начинается от трех тысяч рублей.
Также есть более широкие эксперты – вы рассказываете о своих пожеланиях, какую машину хотели бы приобрести – иномарку или отечественную, автоматическую коробку передач или механическую, обозначаете ценовую категорию, а специалист подыскивает подходящую вам машину.
Если продавец не против, вы можете заехать с ним на СТО. Там мастера замерять толщину ЛКП, могут провести более детальный осмотр авто и дать советы. Предварительно, лучше договориться о визите.
https://www.kp.ru/expert/avto/kak-proverit-avtomobil-pered-pokupkoj/