Как утилизировать автомобиль
У многих словосочетание «утилизация автомобиля» вызывает ассоциации со свалкой и хмурыми мужчинами, которые пилят машины на металлолом.
Отчасти это так — и автомобиль разберут на запчасти, переплавят в металл, из которого потом сделают новый автомобиль, бытовой прибор или что-нибудь еще.
Бывший владелец не увидит процесса, но ему придется оформлять документы на утилизацию. Рассказываем, кто с этим столкнется, кто за это платит и как действовать.
Рассылка Т—Ж для автомобилистов
Советы, как не переплатить за машину, в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно
Подписаться
Подписываясь, вы принимаете условия передачи данных и политику конфиденциальности
Зачем утилизировать автомобиль
Автомобиль сдают в утиль, если его невозможно или нецелесообразно использовать.
Вот причины, по которым это происходит чаще всего:
- Ремонтировать нет смысла. Такое может быть как со старыми насквозь прогнившими машинами, так и с целыми и даже исправными. Например, если они существуют в единственном экземпляре, а детали для них изготавливают только на заказ или уже не делают. Москвич-2141 уже не производят, запчасти к нему — тоже. Любители марки ищут запасные части на «Авито», но с каждым годом их становится все меньше.
- Продать машину нельзя. Например, ВАЗ-2107 : не раритет, не представляет исторической ценности и никому не нужна в плохом техническом состоянии.
- Восстановление после ДТП окажется дороже самой машины.
Причин может быть больше, но объединяет их одно: для владельца это больше не автомобиль, а мусор, и от него нужно избавиться. С точки зрения закона машина, подлежащая утилизации, — это уже не средство передвижения, а отходы, для обращения с которыми есть правила.
Многие автовладельцы решают эту проблему по-своему : например, бросают машину во дворе или выезжают в поле и оставляют ее ржаветь там. Машины годами стоят грязные, ржавые, со спущенными колесами, занимают парковочные места и мешают гулять и отдыхать. Вместе с тем они могут создать проблемы не только окружающим, но и собственнику.
Соседи могут пожаловаться на брошенную машину. Ее эвакуируют, но владельца обяжут оплатить услуги спецстоянки.
А еще если не прекратить регистрацию — продолжат начислять транспортный налог.
Когда нужно платить, а когда нет, и сколько это стоит
Если вы приобрели автомобиль давно, зарегистрировали в ГИБДД и пользуетесь им — в большинстве случаев проблема уплаты утилизационного сбора вас не коснется. А еще так будет, если в ПТС стоит отметка «Утилизационный сбор уплачен».
В этом случае его уже уплатили либо те, кто ввез машину из-за рубежа , либо производитель.
Владельцы автомобилей обязаны это делать, только если утилизационный сбор ранее не уплачивался, хотя должен был.
Информация о номерах счетов для уплаты утилизационного сбора есть на официальных сайтах ФТС и ФНС.
Кому и когда не нужно уплачивать утилизационный сбор:
- Беженцам, вынужденным переселенцам или участникам госпрограммы по добровольному переселению соотечественников.
- Посольствам, консульствам, международным организациям и их сотрудникам.
- За автомобили старше 30 лет, отреставрированные до оригинального состояния, при условии, что их не используют в коммерческих целях.
- За машины не старше трех лет, ввезенные и используемые в Калининградской области.
- За машины, временно ввезенные в РФ на срок до года.
- За машины, ПТС которых выдан до 1 сентября 2012 года.
Во всех перечисленных случаях владелец машины должен будет документально доказать право не уплачивать сбор. Для машины старше 30 лет достаточно будет подтвердить год выпуска, а беженцам и переселенцам — документов об участии в этих программах. Для жителей Калининградской области хватит паспорта.
Что будет, если не уплатить сбор
Неуплаченный сбор могут взыскать через суд. Если производитель или импортер не уплатили сбор, его могут попытаться взыскать с покупателя.
ФНС считает, что при приобретении автомобиля у того, кто должен был перечислить утилизационный сбор, но не сделал этого, платить придется новому владельцу. Так может быть, например, при покупке автомобиля у жителей Калининграда и перегоне его в другой регион.
Однако судебная практика по этому вопросу неоднозначная. Вот пример из суда. Организация ввезла в РФ тракторы, утилизационный сбор не уплатила, а потом продала их новым владельцам. Таможня взыскала сбор с импортера, но тот возражал: раз тракторы проданы, платить покупателям.
Дело дошло до Верховного суда, который решил: обязанность по уплате утилизационного сбора при продаже транспортного средства у того, кто его ввез, не прекращается. А значит, покупатель платить этот сбор не должен. В итоге суд признал законным взыскание сбора с импортера.
Поэтому покупка автомобиля без соответствующей отметки в ПТС может как минимум привести к участию в судебных разбирательствах.
Как считают размер утилизационного сбора
Утилизационный сбор рассчитывают по формуле:
- Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора
Базовую ставку и коэффициенты к ней устанавливает правительство. Они зависят от характеристик транспортного средства и категории плательщика.
Например, базовая ставка утилизационного сбора на легковые автомобили в 2023 году — 20 000 ₽. Если машина младше трех лет и ввезена для личного пользования, применяется коэффициент 0,17. В этом случае придется уплатить утильсбор 3400 ₽. Если старше — коэффициент 0,26, 5200 ₽.
Как понять, уплачен ли утилизационный сбор
Отметку об уплате ставят в ПТС. Чтобы проверить это в электронном ПТС, нужно зарегистрироваться на портале СЭП — системы электронных паспортов транспортных средств. Для проверки нужно знать номер ЭПТС или VIN автомобиля. Этого достаточно, чтобы получить выписку из ЭПТС на чужой автомобиль или отчет по автомобилю.
Так выглядит отметка об уплате утилизационного сбора в бумажном ПТС
Кто утилизирует авто
Машины перерабатывают компании с лицензией Росприроднадзора и уполномоченные Минпромторгом. Правда, искать такую компанию придется самостоятельно: актуального списка пунктов утилизации нет ни на сайте Минпромторга, ни на других сайтах.
Владельцу нужно самому доставить автомобиль в пункт переработки.
Как только это случится, он получит свидетельство об утилизации. Свидетельство заполняют в пяти экземплярах печатными буквами либо машинописным текстом. Электронного варианта нет — на свидетельстве должны стоять оригинальные подписи и оттиски печатей. Помарки и исправления не допускаются.
Эта бумага была нужна, когда действовала программа по утилизации: покупатель новой машины с определенными параметрами мог сдать машину дилеру и получить скидку. И если программу возобновят, бумажный документ снова может пригодиться.
Если же вы не верите в возобновление программы или не собираетесь ею пользоваться, можете утилизировать автомобиль в любом пункте сбора металлолома. Там выдадут акт о приемке, которого достаточно для дальнейших действий.
Если ПТС выдан до 1 сентября 2012 года и в нем нет отметки об уплате утилизационного взноса, за уничтожение автомобиля придется платить из своего кармана. Цена не установлена законом, и пункты вправе определять ее сами. Если отметка об утилизационном взносе есть в ПТС — платить ничего не нужно.
Что делать после сдачи автомобиля в утиль
Просто сдать машину в утиль мало: важно снять ее с учета в ГИБДД. Она передаст в ИФНС сведения, что автомобиля больше нет, чтобы перестали начислять транспортный налог.
Вероятно, скоро снять автомобиль с учета после утилизации можно будет через госуслуги. На сайте уже есть соответствующий раздел.
В заявлении нужно подчеркнуть строчку о том, что вы снимаете машину с учета в связи с утилизацией
Подавать заявление придется лично. В нем нужно заполнить данные об автомобиле и указать причину снятия с учета. Сам автомобиль не нужно представлять на осмотр в ГИБДД.
Привезти нужно только свидетельство об утилизации. Если его нет, автомобиль по причине утилизации с учета не снимут. Придется переписывать заявление и прекращать регистрацию в связи с утратой автомобиля.
Еще понадобится паспорт владельца и документы на автомобиль — СТС, бумажный ПТС или старый паспорт транспортного средства. Если их нет, достаточно только паспорта владельца.
Если есть госномера — их придется сдать, если нет — можно написать заявление об их утере. Владельцу не понадобится платить госпошлину за снятие машины с учета.
Запомнить
- Утилизация — быстрый и законный способ избавиться от автомобиля и не захламлять при этом соседние дворы.
- Владельцу не придется платить за утилизацию, если утилизационный сбор на машину уплачивал кто-то из прежних собственников. Достаточно пригнать машину в пункт утилизации или приема металлолома.
- Если утильсбор не уплачен, владельцу понадобится утилизировать машину за свой счет.
- После утилизации нужно снять машину с регистрационного учета в ГИБДД, чтобы ИФНС перестала начислять транспортный налог.
Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal
Дмитрий Сергеев
Доводилось утилизировать автомобиль? Расскажите о своем опыте:
Был опыт с двумя машинами, сначала попробовал продать на запчасти, но устал от постоянных звонках с просьбой продать какую-нибудь запчастюльку по дешевле да еще и кому отправить, кому подвези, потратил кучу времени, в общем так себе бизнес ))
плюсы: заработал с одной машины около 20 тыс. (ну как плюсы, далее минусы)
минусы:
потратил кучу времени и сил на разбор
заплатил за утилизацию колес
забыл про транспортные налоги, пришлось заплатить
в общем в течении пару месяцев жизнь была насыщенной ))
плюнул и в итоге утилизировал
могу посоветовать, компания утилизация-автомобилей.рф — проверенно
остатки от первой машины покрыли расходы вывоза и утилизации, за вторую получил 15 тыс. плюс получил доки для автосалона там предложили скидку по программе утилизации мелочь, а приятно
https://journal.tinkoff.ru/guide/auto-v-util/