Тонировка стекол автомобиля в 2024 году
Какие виды тонировки остекления автомобиля разрешены в России? Как проверить светопропускаемость тонированного стекла? Может ли тонировка быть опасной? Какие штрафные санкции предусмотрены за тонировку не по ГОСТ? Авто Mail.ru рассказывает об этих и других важных нюансах
Что такое тонировка
Какие стекла разрешено тонировать
Виды тонировки стекол
Когда запрещено
Как проверяют тонировку
Как снять тонировку
Плюсы и минусы
Вопросы и ответы
Что такое тонировка
Какие стекла разрешено тонировать
Виды тонировки стекол
Когда запрещено
Как проверяют тонировку
Как снять тонировку
Плюсы и минусы
Вопросы и ответы
Что такое тонировка стекол автомобиля
Под тонировкой принято понимать снижение светопропускаемости стекол автомобиля, их цветовых и отражающих качеств. При этом министерство транспорта и ГОСТ трактуют это понятие расширительно, подразумевая не только заводское затемнение стекол напылением, но также оклейку остекления автомобиля различными видами пленок, применение каркасных и выдвижных шторок, занавесок, силиконовой тонировки и так называемой электронной тонировки (затемняющего слоя, возникающего под воздействием фотомеханической реакции) и других средств изменения светопропускаемости.
В 2024 году требования к тонировке прописаны в постановлении правительства РФ с учетом поправок в ПДД (Перечень неисправностей), действующих с 1 сентября 2023 года.
Какой должен быть процент светопропускаемости автостекол в России по закону
Чем выше процент светопропускания, тем больше света попадает в салон авто через элементы остекления. Согласно действующему техрегламенту о безопасности колесных транспортных средств, светопропускание лобового и передних боковых стекол должна быть не менее 70%.
А вот ограничений по тонировке задних стекол (включая боковые) и люка в крыше, как не было, так и нет.
Эти элементы можно тонировать как угодно, в том числе использовать глухую тонировку, которая имеет нулевую пропускную способность.
К таким мерам, как правило, прибегают, если ставится задача сохранить конфиденциальность во время вождения, блокировать попадание солнечного света на задние сиденья (особенно в южных регионах) или в имиджевых целях — чтобы придать автомобилю стильный внешний вид.
Какие стекла разрешено тонировать по ГОСТу
Правила тонировки стекол в автомобиле регулирует .
Лобовые стекла
Согласно , светопропускание ветрового стекла должно быть не менее 70%. Иными словами, лобовое должно пропускать достаточное количество света, чтобы обеспечивать хорошую видимость для водителя.
Передние боковые стекла
То же правило справедливо для передних боковых стекол.
Задние стекла
Для задних стекол разрешено более низкое светопропускание, которое может быть ниже 70%.
Иная тонировка
Важно отметить, что ГОСТ запрещает зеркальную и цветную тонировку стекол. Если вы все же желаете добавить некоторый элемент стиля на лобовое стекло, существует вариант разрешенной тонировки сверху узкой полосой шириной не более 140 мм. Такая полоса может быть выполнена с использованием специальной пленки, которая не нарушает требования ГОСТ и не ухудшает видимость водителя.
Виды тонировки стекол
Чаще всего применяется два основных способа тонировки — напыление на внутреннюю сторону стекла тонкого слоя металла или полимера или оклеивание стекла изнутри пленкой.
1. Пленка
Что касается оклейки, на предварительном этапе стекла тщательно промываются, обезжириваются и протираются безворсовыми салфетками. Нежелательно тонировать стекло, имеющее сколы и трещины. Такие элементы следует предварительно отремонтировать.
Защитная пленка кроится на раскроечном столе, при этом оставляют запас в 2−3 мм на подгонку, чтобы пленка уходила ниже резиновых уплотнителей. От верхней части стекла оставляют расстояние в 2−3 мм без пленки, чтобы тонировка не цеплялась за верхнюю уплотнительную резинку.
Внутренняя поверхность стекла затем обрабатывается специальным раствором (в быту используют просто мыльный раствор). Теперь с пленки снимается защитный лайнер, и она накладывается с внутренней стороны стекла клейкой стороной, начиная сверху. Самым сложным этапом является помещение нижней части пленки под уплотнитель. В гаражном обиходе идут по пути упрощения, выравнивая нижний край пленки по уплотнителю в двери. Чтобы разгладить пленку и убрать пузыри, ее дополнительно сбрызгивают раствором и разравнивают с помощью шпателя. Затем можно использовать фен или тепловую пушку, чтобы просушить пленку быстрее.
После процедуры желательно не опускать и не поднимать боковые стекла несколько дней, чтобы тонировка надежнее зафиксировалась.
Цены
Такой вид тонировки в среднем обойдется автовладельцу в 5000 рублей, включая материалы.
2. Электронная тонировка
Электронная тонировка — это технология, позволяющая стеклу или пленке менять прозрачность в зависимости от поданного на него напряжения. Чем оно выше, тем больше света пропускает стекло. Есть возможность задавать в том числе и стопроцентное затемнение.
Увы, такая технология — вне закона, также как и двойные стекла (когда прозрачное стекло перекрывается вторым, затемненным, имеющим свой привод). В случае обнаружения инспектором таких «ноу-хау» водителю грозит, как минимум, штраф 500 рублей по статье 12.5 КоАП РФ — за неоформленное внесение изменений в конструкцию авто.
Цены
Такой электронный «хамелеон» недешев (стоимость установки начинается от 80 тыс. рублей), но очень популярен у водителей, которые рассчитывают перехитрить сотрудников ГИБДД, повышая светопропускаемость до максимума в случае остановки для проверки.
Когда запрещено тонировать стекла автомобиля
Лобовое и передние боковые стекла должны пропускать минимум 70% света. Любое превышение этого показателя — это повод для штрафа. Хотя заднюю полусферу можно оклеивать пленкой любой плотности, законом о тонировке запрещено использование зеркальной тонировки, которая отражает свет и может «ослепить» водителей в темное время суток.
Кроме того, тонировка не должна искажать восприятие белого, голубого, красного, желтого и зеленого цветов. А значит, большинство цветных тонировок, а также тонировок типа хамелеон, меняющих цветовые оттенки, причисляются буквой закона к зеркальным тонировкам, и их использование чревато штрафами.
Исключение сделано лишь для прозрачной (со светопропускаемостью не менее 70%) цветной пленки шириной не более 14 см в верхней части ветрового стекла — так называемого козырька. Градиентную пленку, имеющую тональные переходы и разную плотность, можно использовать сзади и в передней полусфере, но в последнем случае покрытие должно пропускать не менее 70% света.
Что касается фар и фонарей, их тонировка также является нарушением закона, поскольку такое покрытие не предусмотрено конструкцией. Оно и понятно — нанесение на фары даже совершенно прозрачной дополнительной пленки по факту снижает эффективность работы фар. Тонировка стоп-сигналов модной пленкой с сильным затенением и вовсе провоцирует аварии. В солнечную погоду водитель, едущий сзади, рискует не увидеть, что машина впереди начала тормозить. Даже с прозрачным покрытием светотехники автомобиля диагностическую карту не получить.
Штрафы за неправильную тонировку
Хотя правоохранительные органы лоббируют ужесточение наказания за тонировку стекол не по ГОСТ (предлагается повысить планку до 3 тыс. рублей), на 2024 год за ненормативное тонирование предусмотрен штраф лишь 500 рублей. При этом в первые 20 дней после вынесения постановления его можно оплатить со скидкой в 50%. Более того, в ряде случаев вы можете и вовсе избежать санкций, если сумеете устранить недопустимую тонировку на месте и отделаться лишь предупреждением от инспектора. Здесь речь идет о съемных видах тонировки — всевозможных шторках, жестких накладках (на каркасе и на липучках). Обжаловать штрафы за тонировку стекол и оптики можно, лишь если инспектор на месте не произвел замеры, подтверждающие факт несоответствия тонировки ГОСТ.
Как проверяют тонировку
Закон позволяет полицейским остановить водителя в любом месте, будь то стационарный пост или просто дорога. Достаточно, чтобы сотрудник ГИБДД увидел тонированные или закрытые шторками передние стекла автомобиля. Такое основание полностью соответствует законодательству.
Для измерения светопропускающей способности автомобильных стекол используется специальный прибор — тауметр. Этот инструмент должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений и соответствовать .
Кроме того, тауметр должен иметь свидетельство о поверке, в котором указаны марка прибора, заводской номер, владелец и срок его действия. Это необходимо для подтверждения точности и надежности измерений.
В процессе контроля соответствия светопропускающей способности стекол автомобиля допустимым нормам, полицейский может использовать тауметр, чтобы определить, насколько прозрачны передние стекла. Если результаты измерений показывают, что светопропускание ниже законного предела, то водителю могут выписать штраф или возможны другие административные действия.
Как снять тонировку со стекол автомобиля
Достаточно часто случается, что тонировку приходится снимать — из-за износа покрытия (в том числе из-за сколов и других повреждений стекла), желания установить тонировку другого типа, просто отказаться от такой опции или же следуя предписанию сотрудников ГИБДД.
В таком случае можно заплатить мастерам специализированного сервиса пару-тройку тысяч рублей за растонирование машины, или же — убрать тонировку самостоятельно, благо это не слишком сложно.
Один из самых эффективных способов состоит в нагреве стекол феном или тепловой пушкой. В этом случае клей, удерживающий пленку, размягчается, и она снимается легче и быстрее. Или, как вариант, можно воспользоваться моющими средствами для посуды или просто мыльным раствором. Третий популярный вариант — снятие тонировки с помощью специальных химических средств — раствора аммиака или нашатырного спирта. Работать при этом следует в респираторе и защитных перчатках.
Как после разогрева, так и после смачивания и обработки химией, пленку нужно поддеть у основания острым предметом и осторожно стянуть со стекла. Затем останется смыть остатки клея раствором моющего средства.
https://auto.mail.ru/article/90530-tonirovka-stekol-avtomobilya/